Ответ тому, кто смотрит на людей через осколки кривого зеркала
Предоставить человеку с инвалидностью – сироте – стартовые условия, дать возможность пусть небольшого, но стабильного заработка, это решение и значимое, и выполнимое. Если, конечно, есть сердце.
То, о чём надо кричать
В тот день Сергей, выпускник «Мультицентра социальной и трудовой интеграции» во Всеволожске, вместе с сопровождающей – сотрудником отдела трудоустройства этого же учреждения Дарьей Ш. – отправился на собеседование, надеясь, что осуществится не такая уж заоблачная его мечта: работать на автопредприятии.
Причем, в эту кампанию пассажирских перевозок во Всеволожске они пришли «не с улицы», а по предварительной договорённости с собственником, а к тому же и депутатом Законодательного собрания Ленобласти – он и должен был их встретить. Но что-то пошло не так, и пришлось Сергею и Дарье общаться с другим человеком.
«Разговаривала она с нами резко, не выпуская изо рта сигарету, – воспроизводит Дарья Ш. подробности диалога. – Спросила про трудовую книжку, я объяснила: «Сергей – сирота, рос в детском доме, и только начинает свой путь». «Значит, ничего не умеет», – отреагировала она. «Была я в вашем Мультицентре, видела таких…». Больше всего резанула такая её фраза: «А этот-то хоть нормальный?». Сергей всё это слышал – стоял рядом со мной. Она сообщила, что работать он будет по 12 часов – пять дней в неделю. По образованию я – юрист, но и не юрист скажет, что такой график – нарушение трудового законодательства».
К слову, Дарья – тоже выпускница Мультицентра, а сейчас там работает (окончила РАНХиГС, по-простому – Президентская академия).
«Честно говоря, в первый раз столкнулась с таким отношением, такой неприкрытой грубостью. На вопрос: «что будет входить в его обязанности?», потенциальная работодатель ответила: «Он же ничего не умеет – что скажу, то и будет делать», и приказала: «перестаньте водить его за руку». Но ведь в нашем Мультицентре своих не бросают – после выпуска продолжается сопровождение, чтобы убедиться в том, что человек работает в нормальных условиях, помочь ему адаптироваться», – объясняет Дарья.
Часто ли происходит такое
«Нет смысла считать количество таких случаев, да это и невозможно – адекватно, скажем, подсчёту бескрылых птиц, – уверен общественный инспектор по доступной среде для инвалидов одного из районов Петербурга Павел Запорожец. – Их ровно столько, сколько граждан, которые чтут исключительно свой интерес, и никогда по-настоящему не помогут другим. Кстати, не только людям с серьёзными проблемами здоровья и сиротам – просто тем, кому требуется участие, трудоустройство и прочее».
Он высказал чёткую позицию на произошедшее:
«Будь ты хоть сам Папа Римский! Ни у кого нет права вести себя так. Это аксиома. Если общество не принимает человека, он погибает или начинает мстить. Унижать пришедшего к тебе человека, притом пришедшего не просить, а работать – последнее дело. Таким поступком унижаешь, прежде всего, себя».
Работать, а не просить
«Сергей – толковый парень, крепкий физически, без нарушений интеллектуального и психического развития. Недавно женился и очень хотел работать в мужском коллективе, мечтал о любой доступной работе, связанной с автомобилями – например, мыть автобусы после рейса. На предприятие не шёл, а летел, так как направила его туда я, а ребята мне безгранично доверяют», – комментирует ситуацию руководитель «Мультицентра» Ирина Дрозденко.
Снова и снова восстанавливая последовательность событий, она искренне не понимает, как такое могло произойти, и почему человек, который подтвердил, что готов рассмотреть трудоустройство Сергея и назначил время встречи, мягко говоря, самоустранился.
«Нам назначили день и время. Никак не предполагала, что так встретит «дорогая женщина» с чёрствым сердцем и кусочком стекла в нём от Снежной королевы", – говорит Ирина Дрозденко. – Готова понять, что как предприниматели они имеют право выбирать работника: не хотите принимать на работу сироту – не принимайте, будем искать понимающего работодателя. Но зачем унижать?! Демонстрировать пренебрежение и к нему, и ко всему коллективу учреждения, «выплевывая» оскорбительные фразы? Что позволено предпринимателю, совершенно не пристало депутату, суть служения которого - как раз помогать гражданам и, в первую очередь, – сиротам, инвалидам, в отношении которых разработано столько законов и реализуется государственная целевая политика России».
Владелец автопредприятия (он же депутат) не стал объяснять, что же, собственно, произошло, почему Сергея так встретили. Вывод, в этом она уверена, напрашивается сам собой:
«Стоит задуматься: зачем Всеволожскому району «слуга народа», которому спокойнее без него… этого самого народа… Кто тогда должен пример подавать и других за собой вести?! К счастью, есть работодатели, которым не всё равно – звонила по поводу Серёжи в «Питер-Авто». Руководитель, с которым говорила, внимательный, понимающий, сам в этой жизни многое пережил. Но неужели надо путь сироты пройти или быть инвалидом, чтобы адекватно общаться с пришедшим к тебе начинать трудовую жизнь человеком?!»
Что правда, то правда. Известный писатель Рубен Гонсалес Гальего, прошедший систему наших сиротских домов-интернатов для инвалидов и получивший за свою книгу об этом Букеровскую премию, писал:
«Чтобы сохранить в себе любовь к миру, вырасти и повзрослеть, ребёнку надо совсем немного: кусок сала, бутерброд с колбасой, горсть фиников, синее небо, пару книг и тёплое человеческое слово. Этого достаточно, этого более чем достаточно».
Каждый вчитавшийся в эти строки и до конца осознавший, о чём идёт речь, задумается, как помочь героям. Ни в коем случае не обидит и не даст это делать другим – тем, которые с осколком кривого зеркала, страдающих моральным уродством.