Найти тему
Блог ЖД фотографа

Электровозы, которые мы потеряли. Взлёт и падение московских "Молний".

Видели ли вы хоть раз с пассажирским поездом зелёный двухсекционный электровоз ЧС7 с нанесённой на него жёлтой ломаной линией? Думаю, даже случайные пассажиры железной дороги нет-нет да замечали краем глаза, что их поезд тащит этот красавец. Однако случайные пассажиры посмотрели и забыли, а железнодорожники по одному только виду машины сразу понимают, чья она такая нарядная. Эта схема окраски принадлежала локомотивному депо Москва-Пассажирская-Курская (ТЧ-1), которое в мае 2021 года ушло в историю, и сегодня я постараюсь рассказать, как она появилась.

Сразу оговорка: на заре тех событий я был 10-летним мальчишкой, поэтому исторические снимки пришлось взять из сети. Собственные фотографии я буду помечать в описании.

Такими мы запомним "молнии". Фото автора
Такими мы запомним "молнии". Фото автора

Сам я работал в ТЧ-1 с 2014 по 2021 год, и познакомился с машинистом Михаилом Палатовым - это один из немногих людей, действительно переживающих за родное депо, за электровозы и за имидж предприятия, если можно так сказать. Ещё один такой машинист - Василий Журкин. Именно они создавали визитную карточку депо в виде зелёного ЧС7 с жёлтой молнией, и сам Палатов рассказал мне эту историю.

Начнём с истоков...

Первые попытки придумать для ТЧ-1 собственную цветовую схему, чтобы выделить депо из общей массы, были предприняты в 1997 году. Начальник депо Васин загорелся идеей красить электровозы так, чтобы человек, завидя локомотив вдалеке, сразу понял, что это машина Москвы-Курской, и Палатов с Журкиным, как наиболее активные представители депо, получили от него задание разработать проект окраски. Идея выделить родное депо была здравой, ведь весь подвижной состав был зелёного цвета (как сейчас всё красно-серое). В частности, электровозы ЧС7 выглядели примерно так:

Классический зелёный ЧС7, покрашенный по заводской схеме. Фото автора.
Классический зелёный ЧС7, покрашенный по заводской схеме. Фото автора.

Мужики изрисовали столько эскизных альбомов, что под конец могли вычертить кузова электровозов ЧС2 и ЧС7 с закрытыми глазами. Конечный вариант эскизов был передан на Запорожский электровозоремонтный завод вместе с электровозом ЧС7-163, который и стал первым, получившим оригинальную окраску. По аналогии с электровозами ЧС6 и ЧС200 у машины были красные верх и низ, а на жёлтой середине красовалась тонкая полоска с зигзагом, перерастающим на лобовой части в подобие крылышек, "подпирающих" большой красный треугольник. Палатов сказал мне, что Запорожский завод нанёс крылышки и зигзаг с упрощениями и выглядело это хуже, чем ожидалось. Тем не менее, задача была выполнена - красно-жёлтый электровоз действительно было видно издалека. Машина даже попала на плёнку в фильме "Вождение пассажирских поездов", который частично снимался на территории депо.

Это и есть первая "молния".
Это и есть первая "молния".

К сожалению, высшему руководству в лице заместителя начальника Московской железной дороги Зазулина цвета почему-то не понравились. Случайно увидев машину в депо, он дал пендаля и начальнику депо и Палатову с Журкиным, после чего на ближайшем ремонте ТР-2 в Ожерелье машину немного перекрасили, заменив красный цвет на зелёный.

Первая "молния" после доработки
Первая "молния" после доработки

Под раздачу Зазулина попал и другой электровоз, неудачно стоявший в депо - ЧС7-239. Он был покрашен под фирменный поезд "Кама" в моторвагонном депо Железнодорожная, а эскизы для него нарисовал машинист Каминский. Скоро машину перекрасили в зелёный.

Оригинальный окрас ЧС7-239
Оригинальный окрас ЧС7-239

Небольшое отступление

После инцидента с заместителем начальника Московской дороги электровозы ЧС7 некоторое время не красили, и Палатов с Журкиным занялись преображением работавших тогда электровозов ЧС2.

Приходившие с завода электровозы ставились на заправку, мужики расчерчивали кузов, а маляр Елена Чернявская красила: на лобовой части наносились крылышки, как у Астерикса на шлеме, а на боку красовался жёлтый треугольник с российским флагом. Крылышки были не новы - такие рисовали ещё в Чехии на заводе Шкода при изготовлении машин, а вот треугольник был новинкой. Электровоз при такой покраске сильно не отличался от общей массы, но "бижутерия" сразу подчёркивала индивидуальность его депо приписки. Покраска получалась очень аккуратная и ровная, хоть и делалась в условиях депо.

Позже представители Новосибирского электровозоремнтного завода предложили красить электровозы по чертежам Палатова и Журкина при проведении заводского ремонта, однако, как говорит Палатов, на заводе красили хуже, чем они втроём с маляром в депо на канаве. Тут сложно не согласиться: даже по фотографии ниже видно, что крылышки нанесены неровно.

ЧС2 в исполнении завода
ЧС2 в исполнении завода

"Крылатый" ЧС2 понравился начальнику депо Ожерелье, который увидел его, когда на нём приехал машинист Синельников забирать из ремонта ЧС7. Ожерельцы сняли размеры крылышек и стали рисовать такие на своих машинах.

Как, всё таки, появилась та самая "Молния"?

Об оригинальной окраске электровозов ЧС7 вновь вспомнили, когда электровозы ЧС2 начали переходить из Москвы-Курской в Орёл. Заместителем начальника депо по ремонту стал Лучкин, и он решил перекрасить "семёрки", а у Палатова и Журкина как раз был припасён новый чертёж - та самая "молния", которую мы все прекрасно знаем.

Чертежи были разосланы во все предприятия, которые занимались покраской - Ярославский ЭРЗ, депо Вязьма и Ожерелье, однако они боялись красить ЧС7 по этим схемам, так как начальник Московской железной дороги Старостенко любил синий цвет. Однако каким-то чудом четыре электровоза всё-таки удалось покрасить в 2001 году - это были 160, 209, 227, 284. Каким образом и где удалось это сделать, я на данный момент не понимаю. Предположительно, сделали это на Ярославском электровозоремонтном заводе, но точно сказать сейчас никто не может, поэтому я надеюсь на помощь знающих читателей в комментариях.

Работник депо и по совместительству фотограф Дмитрий Чернов сфотографировал один из этих электровозов с поездом на фоне Ново-Иерусалимского монастыря и сделал карманные календари, один из которых попал к Палатову. Когда на совещание в депо приехал начальник дороги Старостенко, Палатов выступил, посетовав на то, что по их эскизу все боялись красить электровозы, а также подарил начальнику дороги этот календарь на память.

Как ни странно, это впечатлило Старостенко и он предложил красить все ЧС7 Московcкой дороги по проекту Палатова и Журкина, но Палатов вежливо отказался, сославшись на то, что каждое депо может придумать что-нибудь своё. После этого совещания и Вязьма, и Ожерелье и Ярославский завод красили электровозы ЧС7 без лишних вопросов.

Точную дату этого решения Палатов не помнит, как не помнит и номер первого электровоза, получившего окраску "Молния". Фотографию с монастырём мне найти также не удалось, хотя она помогла бы расставить всё на свои места, но я надеюсь, что читатели помогут мне в поисках. Вероятнее всего, совещание это состоялось в 2002 или 2003 году.

В соответствии с чертежом, кузова электровозов были покрашены в тёмно-зелёный цвет, лобовые окна выделили светлым оттенком, на боках красуется "Молния", олицетворяющая электричество, а на "носу" - крылышки и треугольник как символ скорости.

Красная молния

Предположительно в 2002 году вспомнили электровоз ЧС7-163 и подумали: "почему бы не попробовать красный цвет ещё раз?" В депо Вязьма был отправлен эскиз с новыми цветами, и вскоре из ворот вышел ЧС7-232. Он был выполнен по схеме "Молния", только вместо тёмно-зелёного использовался красный цвет, а лобовые окна выделили оранжевым. Надпись ТЧ-1 на правой секции появилась не сразу, а год спустя, когда электровоз проходил заводской ремонт в Ярославле. Это был настоящий огонь, который, к тому же, продержался в красном цвете аж до 2008 года (6 лет), после чего стал зелёным, как все остальные.

Именная "Молния"

В 2003 году появился именной электровоз, покрашенный по схеме "Молния" - это был ЧС7-235. Ему присвоили имя машиниста-инструктора В.Т.Рогова - выходца из депо Москва-Курская, прошедшего Великую отечественную войну.

Схему покраски электровоза также разрабатывал Михаил Палатов. Взяв за основу "Молнию", он предложил верхнюю полосу на правой секции сделать из слов "имени ветерана депо" небольшими буквами, а инициалы "В. Т. Рогова" написать большими и под углом, как "ТЧ-1". Но его идея почему-то не понравилась Филиппову, председателю совета ветеранов депо, и надписи были нанесены по-другому:

ЧС7-235, фото автора
ЧС7-235, фото автора

В 2014 году именную надпись на электровозе небрежно замазали, а позже и вовсе перекрасили его в корпоративные цвета. Судя по тому, что на носу электровоза появился логотип "пид", а надпись закрашена оттенком, не попадающим в цвет кузова, сделали это в Вязьме.

Бывший "Рогов", фото автора
Бывший "Рогов", фото автора

Надпись "ТЧ-1"

Предположительно, в 2003 году, Лучкин захотел снова поменять окраску, тогда Палатов и Журкин предложили писать на правой секции обозначение депо - "ТЧ-1".

Электровоз ЧС7 с надписью ТЧ-1, фото автора
Электровоз ЧС7 с надписью ТЧ-1, фото автора

Новейшая история

Я пришёл работать в ТЧ-1 в 2014 году и застал те времена, когда красно-серые корпоративные ЧС7 можно было пересчитать по пальцам, а с завода приходили свежие зелёные "Молнии". Однако уже тогда цветовая схема начала деградировать.

Например, в Вязьме электровозам поголовно замазывали надпись ТЧ-1, а на носу рисовали логотип РЖД, и эти две мелкие детали чуть-чуть, да портили облик машин, а также встречали острую критику в рядах ЖД фотографов. Некоторые даже закрашивали логотип РЖД в фотошопе.

Яркий пример электровоза, покрашенного в Вязьме, 2014 год, фото автора.
Яркий пример электровоза, покрашенного в Вязьме, 2014 год, фото автора.

В июле 2014 года из Ярославля вернулся электровоз ЧС7-239, ставший последней машиной, на которую нанесли надпись ТЧ-1 при ремонте. А кто из читателей знает, какая машина с надписью ТЧ-1 стала последней действующей? По моим наблюдениям, 042, либо 077. Пишите в комментарии ваши версии, эксперты!

Последний "тот самый" ТЧ-1. Фото автора.
Последний "тот самый" ТЧ-1. Фото автора.

Однако ещё на протяжении года завод красил электровозы в зелёный цвет при проведении среднего ремонта, а машины, проходившие капиталку, возвращались в "корпоративе". В 2015 году начальник депо Бочаров приказал отправить на завод письмо с требованием больше в зелёный цвет машины не красить даже при среднем ремонте, поставив "Молнии" под угрозу исчезновения. Последними двумя электровозами, вернувшимися с завода в виде "Молний" стали машины 090 и 141, обе почему-то проработали меньше года, после чего их поставили под забор. 141 машина уехала на базу запаса в Кустарёвку, а 090 скучает в депо Москва-3.

Пятёрку последних выживших составили машины 056, 075, 099, 092, 226. Последним действующим электровозом, окрашенным по чертежам Палатова и Журкина, стала машина № 056. Как ни странно, умерла она от коронавируса: в апреле 2020 года произошло резкое падение перевозок, и почти половина всех электровозов ЧС7 были поставлены на консервацию, включая 056-ю. Электровоз вышел оттуда спустя год, в мае 2021-го, но отправился не в рейс, а на металлолом.

ЧС7-056 около Пушкино, апрель 2020 г. фото автора
ЧС7-056 около Пушкино, апрель 2020 г. фото автора

На сегодняшний день осталось, по моей информации, менее 10 "Молний", и все они находятся на консервации (090, 096, 141, 239 и какие-то ещё, эксперты напишут в комментариях номера). К сожалению, в поездной работе мы их больше не увидим, так как для них существуют два пути - либо на металлолом, либо на капитальный ремонт, где они обязательно переоденутся в корпоратив.

Что думают ЖД фотографы?

До определённого времени ЖД фотографы не обращали внимания на окраску ТЧ-1, во всяком случае, она никого не раздражала, но вроде и не пользовалась популярностью. Но в 2009 году случилось объединение парков депо Москва-3 и Москва-Пассажирская-Курская, что привело к довольно быстрому исчезновению электровозов ЧС7, покрашенных по схеме завода-изготовителя, которые обитали в Москве-3. Они состояли из двух оттенков зелёного, разделённых жёлтой полосой.

ЧС7-285 - последний "зелёный" ЧС7 Московской дороги. Фото автора.
ЧС7-285 - последний "зелёный" ЧС7 Московской дороги. Фото автора.

Корпоративных цветов тогда не было, поэтому машины перекрашивались именно по схеме "Молния". Это привело к исчезновению цветового разнообразия, которое так любят фотографы, из-за чего "Молнии" довольно долго фотографов бесили, как сейчас их бесит красно-серые РЖДшные цвета. Однако, как только появился ЧС7-144 - первая машина, окрашенная в "Корпоратив", всем всё стало ясно, и "Молнии" вновь обрели любовь и признание. Последняя зелёная машина ЧС7-285 была перекрашена уже в корпоратив в 2016 году на территории депо Москва-3. Никогда не забуду печаль, которую я испытал, увидев в покрасочном цеху номер 285 на фоне красной краски.

Ещё один укол в моё сердце от РЖД
Ещё один укол в моё сердце от РЖД

Спасибо всем, кто дочитал. Статья рассчитана на довольно узкий круг экспертов, но если вам всё же было интересно, я могу только порадоваться.

Дорогих экспертов я призываю поделиться впечатлениями, мнениями и воспоминаниями в комментариях, а особенно рад буду уточнениям к истории "Молний", которую рассказал со слов Михаила Палатова (которому шлю привет).

С вами была историческая рубрика блога ЖД фотографа. Лайк, подписка, комментарий - вот и всё, что мне нужно от вас для счастья. До новых встреч!

>> как Палатов и Журкин сохранили историю - электровоз-памятник в ТЧ-1 ЧС2-685 (видео)