Александр Герцен, выдающийся писатель и общественный деятель середины XIX века, дал лаконичное и убийственно точное определение порядков царской России своего времени: «Деспотизм, ограниченный лихоимством». Судя по всему, именно такие порядки намерена возродить нынешняя власть.
Её стремление к деспотизму очевидно. Как иначе можно расценить наращивание репрессивного аппарата и принятие всё новых и новых законов, усиливающих контроль за гражданами, ограничивающий их возможности протеста, ужесточающих наказание за нарушение этих ограничений. Причём считать, будто это делается ради обеспечения безопасности населения, никак нельзя: в рейтинге безопасности последнего «доковидного» года Россия занимала место во второй сотне стран. Так что это делается ради безопасности власти от населения.
Что же касается лихоимства… Герцен так охарактеризовал чиновничество Российской Империи: люди, «не умеющие ничего делать, кроме «служения,.. без всякого нравственного понятия, привыкнувшие считать службу средством приобретения».
Эта привычка настолько вошла в сознание чиновников царской России, что они считали взятки не преступлением, а естественной нормой. Герцен приводит показательный пример с довольно высокопоставленным столичным чиновником: «Раз какой-то провинциальный чиновник пришел в канцелярию потолковать о своем деле да, прощаясь, потихоньку из-под шляпы ему и подает серенькую бумыжаку. «Да что у вас за секреты? – говорит ему секретарь. – Помилуйте, точно любовную записку подаете. Ну, серенькая, тем лучше, пусть другие просители видят, это их поощрит, когда они узнают, что двести рублей я взял, да зато дело обделал».
...Именно такое отношение к лихоимству успешно возрождается в постсоветской России. Как тут не вспомнить получившее огласку высказывание лояльного к режиму политолога о новых временах: если чиновник не берёт взяток, его считают, не честным человеком, а дураком.
Ну, а по масштабам лихоимства, то, судя по сообщениям, систематически появляющихся в СМИ и отчётам Счётной палаты, «демократическая» Россия уже далеко опередила царскую
Виктор ВАСИЛЕНКО,
Белгород