Когда я была маленькая, но хотела поскорее стать взрослой, мне старшие говорили - вот вырастешь, потом будешь очень жалеть о детстве, а не вернешь. Я слушала, но не очень-то в это верила. Взрослым можно все. Взрослые учатся, работают, читают, что хотят, ездят, куда им нравится. Создают семьи, заводят собственных детей. Это и есть нормальная жизнь. А сейчас что? Полная зависимость от родителей. Делай, что они хотят, а не то, что тебе нравится. И будь хорошей девочкой, тогда получишь что-то приятное и нужное.
Жалела ли я о том времени потом? Да никогда в жизни. Взрослые говорить-то говорили, что жалеть буду, но видела я совсем другое. Вот я с букетом иду в первый класс - и у меня есть свои дела, которые никто за меня делать не станет. Я большая, это - мое. И я даже могу что-то подсказать младшему брату, он - моя зона ответственности. Иногда садистской - в три года он у меня все поэмы Пушкина наизусть знал и считал отнюдь не до трех. Вот на мне пионерский галстук - сфера ответственности еще расширяется, требования растут. Но и прав у меня больше, меня уже спокойно отпускают с отрядом, а то и одну - например, навестить подшефного-двоечника. И я уже беру читать книги не только с детской полки, но и с родительских - и, Боже, какие там есть сокровища!
Иногда случалось поностальгировать, когда попадалась при уборке какая-нибудь забытая книжка, но и только. Стоило ее закрыть - как я, в общем-то присмотренный и контролируемый ребенок, возвращалась в самостоятельную жизнь. Потому что контроль все же имел определенные пределы.
Хотела бы я быть ребенком сейчас, в третьем тысячелетии? Да ни за что на свете. Вот просто ни за какие коврижки. Хоть озолоти, не согласилась бы быть современным ребенком. Хотя, будь у меня возможность путешествовать во времени и что-то с собой возить. я бы из современного мира в параллельную Вселенную кое-что бы прихватила. Электронные книги, например. И вообще возможность достать любую книгу - в моем детстве с этим были трудности, книги выпускались огромными тиражами, но очень быстро раскупались, а в библиотеках за самыми интересными романами были чудовищные очереди. Зато могли дать любую - никаких тебе 16+.
Во времена моего детства возрастных ограничений реально не существовало. Никто о вреде здоровью и развитию не заботился - и слава Богу. То есть, конечно, на первой странице указывались, что книга для младшего или там среднего школьного возраста, но и только. Никто не возражал, если третьеклассник читает что-то, адресованное более старшим. Я вот классе во втором взяла в библиотеке "Двенадцатую ночь" Шекспира - кто сейчас ребенку ее даст? Когда возвращала, тетя Маша Козлова из нашей поселковой библиотеки спросила только, не трудно ли мне было читать. Нет, не трудно. Ну и ладно. Ну да, кое-что я тогда не поняла, поняла потом. Так это нормально вообще-то.
Та же история была с романом "Петр Первый", который я впервые прочитала, когда мне было лет десять. Там довольно много моментов любовных - из тех, что детям до 16, если в кино. Ну там отношения с Анхен и Екатериной, и посещение некой дамы в Москве. Так вот. Я это и поняла в 17 лет, когда мы этот роман в школе проходили - в десятом классе. А до этого - детство его, флот, утро стрелецкой казни, Ингрия... Это было понятно, даже про Ингрию удалось в конце концов выяснить, хоть и с трудом. И со многими книгами было так. Я вообще-то читала все подряд. Сейчас соображаю, что во многих случаях наслаждалась русским языком, если в сюжете было мало приключений. Нравился язык, и все тут. А касательно понимания - рано не бывает. Если человеку рано, то ничего страшного, он просто не поймет то, чего не надо. Или вообще не заинтересуется.
Перекидала все, что было в доме, по Великой французской революции, например. Мама собирала ЖЗЛ, там были биографии Дантона, Давида, Сен-Жюста... О жуть-то где, готика сплошная. И если бы встал вопрос, запрещать сыну это читать или нет, то я бы не запрещала. Как и многое другое. Не говоря уже о том, что в доме была куча советских книг про подростков на войне. Про "Молодую гвардию" могу сказать - специально подсовывать своему ребенку не стала, но и не прятала. По-моему, его не увлекло. Сын мой давно вышел из подросткового возраста - и я думаю, что современных подростков подобная литература интересует еще меньше. Она им просто непонятна, ведь по современным меркам даже люди старше двадцати - еще дети, а там действуют ребята 15-16 лет.
Становится совершенно другим и отношение и к классике. Как-то мой сын отрыл в нашей библиотеке "Тараса Бульбу". Не по школе, задолго до того, как задали. Просто так. Прочел. Офигел и сказал, что единственный приличный герой там - его тезка. Такая вот разница. Я-то в его возрасте считала, что Тарас был прав.
Меняется и набор сказок. Поговорила тут со знакомой, у нее дети маленькие, но традиционного набора сказок она им не читает. Говорит, что они все жестокие и детей надо от этого беречь. А по мне кажется, что такое вот ограничение не дает возможности ребенку эмоционально развиваться, сужает спектр переживаний до минимума, а без полноценного эмоционального развития трудно строить отношения с миром. . Ну то есть я бы все же предпочла, чтобы мне в детстве Шарля Перро и Андерсена читали бы.
Конечно, у каждого поколения - свои книги. Но почему взрослые должны это решать за детей? Взрослые могут и не понять. Не увидеть склонностей ребенка, например - что он неровно дышит, когда видит старый учебник физики или там книжку по истории. И какая разница, бумажную книгу он берет в библиотеке или скачивает электронную? Но у современного ребенка возможности самостоятельно что-то решать - нет совсем. Да он уже этого и не хочет, потому что гораздо удобнее, когда за все твои действия отвечают другие. Но ему придется в какой-то момент что-то делать самостоятельно - читать, работать, жить. И вот он-то как раз и будет жалеть о детстве. Потому что взрослая жизнь не состоялась.