Найти тему

Благодеяние власти в 0,3 процента

В прошлом году контролируемая единороссами Госдума с подачи правительства приняла новую методику расчёта прожиточного минимума.

Если прежде его рассчитывали по стоимости потребительской корзины, которая определялась на основе стоимости заложенных в неё продуктов питания (МПК = конкретный набор прдуктов питания + непродовольственные товары (50% стоимости продуктов питания) + услуги (50% стоимости продуктов питания), то с 2021 года ПМ начали определять на основе медианного дохода.

Пропагандисты новой методики уверяли нас, что это будет решительный шаг вперёд, чуть ли не прорыв в борьбе с бедностью, поскольку теперь прожиточный минимум станут определять у нас, «как в Европе».

Последнее было, политкорректно говоря, преувеличением. Во-первых, в странах «старой Европы» медианный доход населения в разы выше, чем в России, А во-вторых, там черта бедности проводится, в большинстве случаев, по уровню 60% медианного дохода, а в России её нарисовали на уровне 44,2%.

Выигрыш от перехода к новой методике расчёта ПМ был очевиден для власти. Она и прежде «боролась с бедностью», манипулируя устанавливаемой величиной ПМ. Не таз раз случалось, что утверждаемый правительством официальный ПМ снижался, а соцопросы показывали, что большинство населения в это же время считает главной проблемой рост цен (напомню, что в декабре прошлого года даже президент обратил внимание на рост цен, а при этом Минтруда в четвёртом квартале понизил величину ПМ). Но люди могли судить о реальной динамике стоимости продуктового набора потребительской корзины по ценникам в магазинах.

Теперь же рядовой человек не может даже приблизительно представить себе динамику медианного дохода, и ему остаётся только верить правительству на слово.

А вот выигрыш длч населения от перехода на новую методику расчёта ПМ представлялся весьма сомнительным. Свой комментарий к её принятию я озаглавил: «Российская власть в борьбе с бедностью сделала новый шаг… на месте».

Но то были общие рассуждения и прогноз. Теперь же, когда вышел сборник Росстата «Россия в цифрах. 2021» можно проверить, насколько он оправдался.

Не буду забираться в дебри вычислений, связанных с медианным доходом. Для оценки того, насколько нас облагодетельствовала власть, перейдя на новую методику, достаточно простых действий арифметики.

ПМ 2019 года был установлен (по старой методике) в размере 10 890 рублей. ПМ на 2021 год постановление правительства утвердило (по новой методике) в 11 653 рублей. Рост, как несложно подсчитать, – округлённо 7,0%. При этом, по данным Росстата, в 2020 году рост потребительских цен на продовольствие, который должен был соответственно увеличить ПМ при сохранении старой методики, составил 6,7%.

Итого: благодеяние власти исчисляется 0,3%.

Но есть основание опасаться, что это действительно было благодеянием. Совсем недавно news.mail.ru проинформировал, что, хотя в 2021 году ещё жить и жить, правительство уже подсуетилось утвердить ПМ на 2022 год: «Прожиточный минимум на душу населения в целом по РФ на 2022 год установлен в размере 11 950 руб.». Увеличение ПМ округлённо – 2,5%.

Между тем, из доклада Росстата «Социально-экономическое положение России январь-май 2021 года» следует, что рост потребительских цен на продовольствие «съел» почти всю эту прибавку к ПМ уже в феврале. А в мае рост цен по отношению к декабрю 2020 года составил уже 4,9%.

Быть может, конечно, российское правительство наделено даром предвидения и точно знает, что к концу года цены на продукты начнут снижаться и дойдут до предписанных 2,5%?

Но есть и другой вариант объяснения: новая методика расчёта ПМ в руках власти стала инструментом грабежа наименее обеспеченной части населения. Ведь, чем ниже власть проводит черту бедности, тем больше денег она сэкономит на соцпособиях.

,

Виктор ВАСИЛЕНКО,

Белгород