Найти тему
knews.kg

Сколько заплатил Назарбаев за фильм Стоуна?

Восьмичасовой фильм «Qazaq. История золотого человека» трехкратного обладателя Оскара Оливера Стоуна о первом президенте Нурсултане Назарбаеве обошелся «Фонду Первого Президента Казахстана» в 8 миллионов долларов: по 1 миллиону за час интервью.

Об этом telegram-каналу «Нурсултановский соловей» (бывший Uzyn Qulaq) стало известно из окружения Дариги Назарбаевой, которая, как пояснили источники, выступила соавтором проекта.

Кроме того, по информации telegram-канала, над фильмом и его продвижением работала большая группа журналистов во главе с украинским продюсером Игорем Лопатенком — их вклад также был оценен в 8 миллионов долларов.

Сами создатели фильма отказались назвать его конечную стоимость, ограничившись заявлением об отсутствии госфинансирования при его создании.

Однако, как отмечают  источники telegram-канала, внушительный гонорар — это далеко не единственное, что привлекло Стоуна в данном проекте.

«Хорошо известно, что Стоун находится в давнем и постоянном конфликте с правыми в американском истеблишменте и многие его поступки объясняются этим конфликтом и желанием еще больше им досадить и вызвать очередной вал пересуд о своей личности.
Получив предложение сделать большой фильм о центральноазиатском лидере, которого в США в правой прессе не упоминают без обязательной приставки «диктатор», он с легкостью дал согласие.Стоун придерживается левых взглядов еще с 80-ых годов прошлого века, и по мере критики в его адрес из-за антивоенных фильмов про Вьетнам, альтернативного расследования убийства Джона Кеннеди и особенно дружбы с Фиделем Кастро, его левые взгляды постепенно радикализировались.
Он активно поддерживает всех латиноамериканских диктаторов, строящих «социализм XXI века» в противовес США, близко дружил с Уго Чавесом.В 2012 году он представил свою версию, что движет американской политикой, в фильме «Нерассказанная история Соединенных Штатов Оливера Стоуна». Уже в процессе производства он столкнулся с нежеланием американских продюсеров и спонсоров финансировать его протестные проекты, и ему пришлось вложить в фильм 1 миллион долларов собственных средств.
После эскалации отношений между Западом и Россией вокруг событий в Украине, Стоун снял пророссийский фильм «Украина в огне» с интервью Владимира Путина и Виктора Януковича. Затем фильмы «Сноуден», «Интервью с Путиным» и «В борьбе за Украину».

Вечером 6 июля по госканалу «Хабар» показали сокращенную версию восьмичасового документального фильма о Нурсултане Назарбаеве. Корреспондент Азаттыка (казахская редакция Радио Свобода) посмотрел этот фильм и рассказал о самых интересных моментах.

Критики говорят, что очередной фильм об экс-президенте Казахстана укладывается в традиции диктаторов, которые «имеют безобразную привычку заказывать свои изображения».

На презентацию картины «Qazaq. История Золотого человека» о Нурсултане Назарбаеве, которому 6 июля исполнился 81 год, приехал один из ее создателей Оливер Стоун — режиссер с мировым именем. Несколько лет назад оскароносный Стоун уже успел поучаствовать в создании двух документальных фильмов — это четырехсерийное «Интервью с Путиным» и «Украина в огне».

До недавнего времени о новом фильме о Назарбаеве было мало кому известно. Второго июля трейлер фильма появился на youTube-канале Global Tree Pictures. Четвертого июля Оливер Стоун опубликовал несколько твитов о том, что едет в Казахстан на премьеру картины.

«Вы можете называть Назарбаева как хотите — диктатором, сильной личностью, тираном или основателем, но вы найдете его скромным человеком, объясняющим гибель Советской империи и переходе его страны к независимости, включая избавление от ядерного оружия», — написал Стоун в своем Twitter’е.

Трейлер фильма, на момент публикации этой статьи, набрал почти 23 000 просмотров, 255 лайков и свыше 455 дизлайков. А комментарии под роликом такие, что, если цитировать их вслух, рискуешь получить повестку по 373-й статье уголовного кодекса — за публичное оскорбление первого президента.

Комментаторы под твитами Стоуна интересовались тем, сколько денег получил режиссер «за эту пропаганду», и называли эти деньги «кровавыми».

«Ха-ха, «скромный». Вы явно мало что поняли о Казахстане во время вашего визита» («Haha, «modest». You clearly didn’t understand much about Kazakhstan during your visit»), — прокомментировал твит Стоуна старший советник Норвежского Хельсинкского комитета Ивар Дале, который занимается защитой прав человека в Казахстане.

На встрече со СМИ, которая прошла на площадке службы центральных коммуникаций, пустили только семерых журналистов — представителей государственных телеканалов «Хабар» и «Казахстан», а также нескольких сотрудников республиканских медиа. Режиссер фильма Игорь Лопатёнок, который тоже участвовал во встрече, не назвал журналистам ни бюджета фильма, ни источников финансирования, отметив лишь, что «государственных денег в картине нет».

«У МЕНЯ НЕ БЫЛО НИ ОДНОГО ОБРАЗОВАННОГО РОДСТВЕННИКА»

Просторный кабинет. Назарбаев сидит за столом. Напротив — Оливер Стоун с переводчиком. Ведется неспешная, выстроенная в хронологическом порядке беседа. Бывший президент вспоминает:

о непростом детстве: «Нас было трое братьев и сестра. Я даже не понимаю, как мы в то время выживали»;

о юности: «Мать говорила, чтобы я хорошо учился, отец говорил — иди работай, паси коров»;

о работе металлургом в молодые годы: «Я был молодой, здоровый, но это была очень тяжелая работа для казаха-степняка»;

о начале политической карьеры: «Я старался быть лучшим, показать себя в профессии, за это меня в партию приняли».

Когда режиссер расспрашивает политика о молодости, на фоне играет музыка из фильма «Весна на Заречной улице» — любимой кинокартины Назарбаева. «Никто мне не помогал, — говорит Назарбаев, рассказывая о том, кем он стал. — У меня не было ни одного образованного родственника».

После воспоминаний о молодости и успешном старте карьеры вопросы Стоуна переключились на семью. «С женой мы познакомились на заводе», — вспоминает Назарбаев.

Меняется картинка, за столом вместо Нурсултана Назарбаева сидит его старшая дочь — Дарига Назарбаева. «Я родилась в семье рабочего металлургического завода. Через четыре месяца после моего рождения моя бабушка, мама моего отца, забрала меня в Алматинскую область, в село Чемолган. Я выросла в деревне, закончила первый класс, затем меня вернули обратно родителям в Темиртау».

Когда разговор заходит об исторических событиях, появляются архивные кадры и фотографии: Назарбаев беседует с Горбачевым, а вот с трибуны выступает Борис Ельцин. На дворе 1991 год, Советского Союза скоро не станет и Казахстан выйдет из его состава последним.

На экране — Казахстан 90-х, базары, челночные рынки, женщины в одинаковых бесформенных пальто, мужчины в кроличьих шапках-ушанках. В глазах казахстанцев тревога: никто из них не знает, как жить после распада СССР.

«В 1993 году инфляция в Казахстане была в 2000 процентов. Я говорил о переходе в рыночную экономику. Тяжело это воспринимали, потому что несколько поколений не знали, что такое рыночная экономика и частная собственность», — продолжает Назарбаев.

Разговоры об исторических вехах Казахстана периодически переходят в беседы о внешней политике. Меняется и локация интервью: Нурсултан Назарбаев и Игорь Лопатёнок сидят в юрте. Бывший президент без галстука. Режиссер обращает на это внимание и снимает свой галстук.

«Америка — великая страна. Но вдруг… Не нужен ли какой военный альянс, который сможет противостоять? Потому что военная машина — огромная», — интересуется Лопатёнок.

«Чему противостоять?» — спрашивает Назарбаев.

«Соединенным Штатам, их военному присутствию во всём мире», — уточняет режиссер.

«Казахстан — маленькая страна, она не геополитическая. И мы не собираемся решать мировые проблемы. И я, как лидер Казахстана, не могу на себя такую ответственность брать, даже высказываться. Но я лично человек, который Америку уважает…»

ОБ ОТСТАВКЕ, СТОЛИЦЕ И ЧУТЬ-ЧУТЬ — О КУЛЬТЕ ЛИЧНОСТИ

Беседа продолжается. Разговор заходит об отставке Назарбаева. Показывают видео с обращением Назарбаева к народу, где он объявляет о том, что снимает с себя президентские полномочия.

«Вы — один из немногих лидеров, которые ушли в отставку», — говорит Стоун.

«А кто еще сделал?» — интересуется Назарбаев.

«Никто в советском пространстве, кого я знаю», — отвечает Стоун, вероятно позабыв о Борисе Ельцине, который покинул пост президента 31 декабря 1999 года.

Зато Назарбаев вспомнил бывшего премьер-министра Сингапура Ли Куан Ю, премьер-министра Сингапура, который долго и успешно боролся с коррупцией и поднял экономику крохотного государства до небывалых высот, а затем ушел в отставку.

«Ли Куан Ю — это хороший пример, — оживляется Стоун. — Но он был очень суровым лидером. И, несмотря на то что он ушел, он всё равно остался при власти, за кулисами».

«Правильно делал», — одобрил экс-президент.

«Про вас говорят то же самое. Говорят, что на самом деле вы и сейчас управляете национальной безопасностью, обороной и экономикой».

«Почему об этом говорят? — спрашивает Назарбаев. — Почему не говорят о том, что это плохо для этого народа, страны, или хорошо? Если это способствует стабильности, развитию, авторитету, то почему нет?»

В фильме говорили и о бывшем банкире и оппозиционере Мухтаре Аблязове, о котором Назарбаев сказал: «Самая большая ошибка была, что он снова вернулся в банк и разворовал этот банк…» И о бывшем зяте Рахате Алиеве: «Вот это моя серьезная ошибка, что он оказался во главе финансовой полиции». Но эти разговоры проходят словно вскользь и ограничиваются несколькими репликами. Зато потом много говорят об отказе Казахстана от ядерного оружия, главную роль в котором, по его же собственным словам, сыграл Нурсултан Назарбаев. О российско-украинских отношениях и о попытке Назарбаева выступить в них миротворцем. А в финале фильма разговор заходит о молодой столице суверенного Казахстана и слегка затрагивается тема культа личности.

«Если проехать по вашей стране и заехать в маленькие деревушки Казахстана, встретим ли мы детей, названных Нурсултаном? Увидим ли ваши фотографии на стенах в частных домах и юртах?» — спрашивает Оливер Стоун.

«Я официально несколько раз выступал, заявил: я против названия моим именем улиц, школ и так далее. Пока я был президентом, это соблюдалось», — отвечает Назарбаев.

«То есть, возможно, самое большое ваше творение — этот город?» — продолжает режиссер.

«И страна, — дополняет Назарбаев. Мне показалось, что голос его на мгновение дрогнул. — И воспитанное совершенно новое поколение».

«РЕЖИССЕР УШЕЛ В ЗАРАБАТЫВАНИЕ ДЕНЕГ»

Беседуя об Оливере Стоуне, член Ассоциации кинокритиков Казахстана Дмитрий Мостовой отметил, что «новый фильм ясно показывает, что, к сожалению, режиссер ушел в зарабатывание денег» и что «раньше Стоун казался романтиком, борцом с американским империализмом, который, несмотря на то что сам американец, пытался исследовать другую, противоположную сторону».

Стоун старался показать американцам тех людей, которых обычно выставляют врагами.

— В этой линейке фильмов, которая была у Стоуна про Уго Чавеса, про Фиделя Кастро, про Владимира Путина, прослеживалась какая-то стратегия, он исследовал людей, которые противопоставляют себя Америке или которые Америку противопоставляют себе, — говорит Дмитрий Мостовой. — Стоун старался показать американцам тех людей, которых обычно выставляют врагами. В художественных фильмах у него в последнее время было то же самое — и «Буш» (2008), и «Сноуден» (2016). Это, конечно, не самые выдающиеся с художественной точки зрения картины, но у Стоуна сложился вот такой имидж американского фрондера, который принципиально снимает антиамериканские фильмы.

А вот документальные фильмы Стоуна «Украина в огне» и «Qazaq. История Золотого человека», по словам Мостового, не получается воспринимать иначе, как попытку заработать.