Воспоминания Гьямкхара Цультрима Намгьяла
Гьямкхар Цультрим Намгьял с начала 1960-х годов служил в качестве солпёна – так называется должность человека, который заботится о повседневных нуждах Кармапы. Он работал слугой, секретарем, ассистентом и правой рукой сначала Шестнадцатого, а потом и Семнадцатого Кармапы. Он был очень близок с обоими Кармапами на протяжении долгого времени и часто сопровождал их в путешествиях.
Часть I. Тибет и побег
Встреча с Кармапой
В первый раз я встретил Кармапу в 1954 году в Деге. Кармапе уже исполнился тридцать один год, и он, по пути в Пекин, посетил Гонгчен – монастырь школы Сакья, принадлежавший королю Деге. Мне было, наверное, лет восемь. Уже родился Шамар Ринпоче и, думаю, Ситу Ринпоче, но еще не было Джамгёна Конгтрула Ринпоче и Гьялцаба Ринпоче.
Тот год, по тибетскому календарю год Деревянной Лошади, был для Тибета очень напряженным. Китайские коммунистические войска были уже в Кхаме, а Мао Цзэдун пригласил в Пекин высоких лам и важных людей из Центрального Тибета [1; примечания см. в конце текста]. Маршрут пролегал через мой родной город Деге, и власти в Лхасе попросили короля Деге всячески содействовать делегации.
На берегу реки Дрэ-чу [2] для Кармапы и его людей был разбит палаточный лагерь, и однажды мне было позволено поехать туда в одной из машин. Кармапе обо мне никто ничего не говорил, но, когда мы приехали, он сказал, чтобы меня привели к нему. Когда я вошел в его шатер, Кармапа ел цампу. [3] Он угостил меня и сказал, что в будущем я стану монахом. Это был мой первый разговор с Кармапой.
Во время той первой встречи Кармапа подарил мне чашку для еды, и я всегда носил ее с собой. Но через несколько лет, когда мы бежали от китайцев, я все-таки потерял ее. Моя семья скрывалась от китайских солдат на протяжении одного года и восьми месяцев, потом нам удалось добраться до Непала и наконец до Индии. Однажды утром (это было где-то в Восточном Тибете между Драгьябом и Гонджо) я проснулся от звуков стрельбы, а в следующий момент в палатку, где я оставил чашку Кармапы, попала китайская граната.
Кармапа тогда подарил мне еще длинную монашескую рубаху и длинный пояс, разновидность хадака, [4] желтый, с длинной бахромой, которым подвязывают шамтаб [5] или чубу. [6] Это была одежда, которую раньше носил сам Кармапа. В Тибете, если ламы дарят кому-нибудь что-то из одежды, то это всегда не новая одежда, а такая, которую прежде носил сам лама, – в этих вещах сохраняется защита и благословение. Позже, когда мы скитались, убегая от китайских солдат, эта одежда не раз спасала жизнь мне и тем, кто был рядом со мной.
Кто такой Кармапа?
Кто же такой Кармапа, человек, с которым связана моя жизнь и о котором я так много рассказываю? Это один из великих и самых знаменитых буддийских мастеров Тибета, духовный глава школы Карма Кагью, который с двенадцатого столетия сознательно переродился семнадцать раз. Считается, что во времена последнего Будды [7] он был уже полностью просветленным и с тех пор постоянно перевоплощается, чтобы помогать существам. Его появление в Тибете предсказывали и сам Будда, и Гуру Ринпоче, [8] и другие великие Бодхисаттвы. Есть книга, в которой записаны эти пророчества, а в Китае я однажды нашел текст, который называется Мангцо Гьямцо Лунгта, – в нем тоже шла речь о Кармапе. Самое знаменитое пророчество, которое происходит от самого Будды, записано в тексте До Тинг Дзин Гьялпо (на санскрите Самадхираджа-сутра), или Сутре Королевского Погружения:
«Через 2000 лет после моей жизни [9] Учение распространится в стране краснолицых людей, [10] они будут учениками Любящих Глаз. [11] Придет Бодхисаттва с львиным голосом, которого будут называть Кармапа. Своим мастерством в практике глубокой медитации он будет усмирять людские страсти, и все будут чувствовать радость от того, что видят и слышат его, до него дотрагиваются или о нем вспоминают».
Другое предсказание Будды Шакьямуни можно найти в Тантре Тово Намгья Барве Долле Тантра, или Тантре Пылающего Гневного Метеорита:
«В совершенно чистой мандале появится существо вселенского масштаба, он, именуемый Кармапа, соединит в себе Будд десяти направлений и при жизни продемонстрирует наивысшее постижение».
Еще одно предсказание Будды Шакьямуни содержится в Манджушри-Тантре, или Джампел Цагью (на санскрите Муламанджушри). Там Будда Шакьямуни говорит, что появится существо, которое приведет Учение к расцвету и широкому распространению. Его имя будет начинаться с КА и заканчиваться МА. [12]
В Ланкаватара-сутре, или До Ланг Кар Шегпа, Будда говорил, что на севере появится особенное существо, которое будет очень сильным, много знающим и мудрым. Его будут называть «познавший три времени» [13] или «держатель активности всех Будд», то есть Кармапа. И еще:
«Держатель Черной короны в монашеских одеждах будет без устали работать на благо существ, пока не закончатся поучения тысячи Будд».
Появление Кармапы также очень ясно предсказал Гуру Ринпоче, который в VIII веке принес буддизм в Гималаи и не только позаботился о его укоренении, но и сам давал тантрические поучения. Например: «Тот, кто осуществляет активность Любящих Глаз, с именем Дюсум Кхьенпа, появится в месте под названием Цурпху». [14] Или еще: «Из Мира богов Тушита [15] сойдет существо – излучение речи Любящих Глаз, чтобы приносить благо всем. Первое его воплощение будет известно под именем Сангчё Дюсум Кхьенпа («Познавший три времени, выполняющий тайную активность»). В знак своего посвящения он будет носить Черную корону, его семейное украшение. В каждый момент своей жизни он будет пробуждать от неведения бесчисленное количество существ. Каждый, кто его увидит, услышит, кто подумает о нем, до кого он дотронется, переродится в Чистой стране Дэвачен пред благородным Бодхисаттвой Любящие Глаза».
Гуру Ринпоче также предсказал, что Кармапа переродится двадцать один раз и даже назвал имена всех воплощений.
Мой брат Кхенпо Чёдраг Тенпел, который обладает очень глубокими знаниями, объяснял как-то, что свое имя – Дюсум Кхьенпа – Первый Кармапа получил не при этом рождении, оно было предопределено гораздо раньше, в других воплощениях, когда стало понятно, что после долговременных и углубленных практик он познал прошлое, настоящее и будущее. Эоны назад, до того, как стать Кармапой, он достиг полного Просветления и с тех пор принимал бесчисленное количество перерождений и воплощений, чтобы приносить пользу разным существам. Например, в VII веке тибетский король Сонгцен Гампо отправил в Индию семь молодых людей, чтобы они разработали тибетскую письменность – один из них был воплощением Кармапы. В одном из следующих воплощений он родился Гьялвой Чёянгом, который был одним из двадцати пяти учеников Гуру Ринпоче. Существуют многочисленные истории о деятельности и воплощениях Кармапы до XII века, когда он в первый раз появился в Тибете под этим именем. [16]
Смерть Пятнадцатого Кармапы
Прежде чем начать рассказ о Шестнадцатом Кармапе, бок о бок с которым я провел так много лет, нужно упомянуть о событиях, связанных с кончиной Пятнадцатого Кармапы, поскольку эта предыстория важна для понимания жизни Шестнадцатого Кармапы. Перед тем как умереть в возрасте шестидесяти одного года, Пятнадцатый Кармапа – как и многие Кармапы до него – написал письмо, в котором предсказал условия своего следующего перерождения, и передал его своему ближайшему ученику Джампелу Цультриму. Этой своей способностью Кармапа знаменит на весь Тибет. Мой брат Кхенпо Чёдраг Тенпел Ринпоче очень подробно изучал эту тему, и он говорит, что письмо Пятнадцатого Кармапы было самым четким и понятным из всех, которые когда-либо оставляли Кармапы. Хотя Кармапе не обязательно оставлять такое письмо, и не все Кармапы в истории это делали. [17]
Когда Пятнадцатый Кармапа умер, письмо с предсказанием найти не смогли, и никто из присутствовавших учеников не получал никаких устных указаний. Через некоторое время Тринадцатый Далай-лама, король Тибета, отправил представителей своего правительства в Цурпху, главный монастырь Кармапы, чтобы узнать, найдено ли следующее перерождение, но в монастыре ответили отрицательно.
Кармапа передал письмо одному из самых близких своих учеников – Джампелу Цультриму, передал без свидетелей, так что никто об этом не знал. [18] Сам же Джампел Цультрим, ничего не подозревая о том, что происходит в Лхасе и в Цурпху, находился в это время далеко оттуда, в строгом медитационном уединении. На протяжении четырех лет администрация Кармапы в Цурпху не могла предъявить Лхасе никакого кандидата в перерождение. Одним из самых влиятельных людей в Лхасе того времени был Лунгсар Дордже Цегьял. Он вел свое происхождение из аристократической семьи и имел несколько сыновей. В конце концов, несмотря на протесты лам Кагью, тибетское правительство провозгласило Кармапой одного из сыновей этого человека. По всему Тибету в монастырях Карма Кагью проводились Махакала-пуджи, чтобы скорее вернулся настоящий Кармапа. Но Лунгсар и правительство Лхасы были настолько сильны, что Кагью пришлось, как говорится, «делать хорошую мину при плохой игре». То, что правительство Лхасы оказывало такое давление на Цурпху, требуя как можно быстрее предоставить новое перерождение Кармапы, а Лунгсар прочил на эту роль своего сына, имело чисто политические причины. Кармапа – один из великих мастеров Тибета, и к нему прислушивалось большое количество людей. В конце концов сына Лунгсара объявили перерождением Кармапы и возвели на трон. Но потом произошло несчастье: мальчик, играя бумажным змеем на крыше монастыря Цурпху, упал с нее и умер от полученных повреждений. Несколько лет спустя и его отца Лунгсара постигла страшная смерть. После смерти Тринадцатого Далай-ламы он стал жертвой политической интриги в правительстве Лхасы, его пытали, а затем ослепили, налив в глаза кипящее масло. [19]
Поиски Шестнадцатого Кармапы
Наконец, когда Джампел Цультрим узнал о том, что происходит, он спешно отправился в Цурпху и передал письмо. Вскоре после этого он умер. Письмо же было написано на языке Дакинь, недоступном для прочтения обычным людям. Экспертом в этой области считался последний Беру Кхьенце Ринпоче, и его попросили расшифровать письмо. В долгий путь из Цурпху в Палпунг в Восточном Тибете, где пребывал Ринпоче, отправили гонца.
Незадолго до его прибытия в монастырь Палпунг там произошло нечто необычное: Салдже Ринпоче, который был учеником Беру Кхьенце Ринпоче, занимался чтением, когда вдруг перед ним в воздухе появился лист бумаги, стал плавно падать и опустился прямо перед ним. Он не смог прочитать, что там написано, и понес его к Учителю. Тот сразу узнал в этом документе письмо с предсказанием, а когда в скором времени прибыл гонец с настоящим письмом, в нем содержался тот же самый текст.
Ринпоче расшифровал письмо, и через несколько дней гонец доставил его обратно в Цурпху.
«Восточнее Цурпху, недалеко от реки, в месте, которое давным-давно принадлежало одному из министров царя Гесара из Линга, знаменитому лучнику Паво Денма Юлгьял Токоду, на холме Пал, украшенном слогами «А» и «Тхуб», стоит земляной дом, владеет которым духовная семья королевского происхождения. Там, в пятнадцатый день шестого месяца года Мыши (1924) произойдет рождение».Отрывок из перевода письма с предсказанием.
Направление в письме указано относительно Цурпху. Семья Атхуб жила к востоку от Цурпху, там, где восходит солнце, вблизи реки Дрэ-чу, в местности Денкхог, где во времена царя Гесара из Линга родился знаменитый лучник Денма Юлгьял Токод. В своем письме Пятнадцатый Кармапа описал местность Денкхог и даже назвал семью – Атхуб. В полной версии письма названы даже имена отца и матери – Атхуб Цеванг Пюнцог и Гьямкхар Калзанг Чёдэн. Была предсказана и дата рождения, и ребенок по имени Рангджунг Ригпе Дордже действительно появился на свет в день полной луны шестого месяца года Мыши по тибетскому календарю.
Перевод, исследования и обработка информации: Клаудиа Кнолль и Детлев Гёбель. По материалам журнала Buddhismus Heute, N60.
Продолжение рассказа читайте в публикациях: На службе двух Кармап. Часть 2, На службе двух Кармап. Часть 3.
Примечания
- В 1954 году Мао Цзэдун пригласил в Пекин Далай-ламу и многих других высоких лам, в том числе Шестнадцатого Кармапу. Они должны были представлять тибетскую делегацию на национальном собрании Китайской Народной Республики.
- Самая длинная река Китая, Янцзы, протекает через местность Деге, и там она носит название Дрэ-чу.
- Основной продукт питания тибетцев, мука из жареного ячменя.
- Тибетский шелковый шарф.
- Нижняя часть монашеской одежды, оборачивается вокруг бедер.
- Традиционная тибетская одежда.
- Согласно Бхадракальпика-сутре на земле появятся 1002 Будды. Будда Шакьямуни был четвертым из них. Здесь речь идет о третьем Будде, который пришел за несколько тысячелетий до этого.
- Полностью просветленный мастер из Индии, который в VIII веке принес буддизм в Гималаи.
- В древней Индии лето и зима по отдельности считались за один год, то есть по нашему исчислению это 1000 лет.
- Для индийцев это означало людей с Гималаев.
- Авалокитешвара – один из восьми великих Бодхисаттв.
- Ка и Ма соответствуют санскритскому слову, означающему «карма», что значит «активность». В тибетском языке добавляется еще «па», что значит «тот, кто (выполняет активность)».
- Это перевод «Дюсум Кхьенпа», имени первого Кармапы.
- Цурпху был главным монастырем Кармапы в Тибете.
- Наверное, это отсылка к тому, что Кармапа был предсказан как шестой Будда. Все эти 1002 Будды дают поучения в Тушите перед тем, как прийти в этот мир.
- Также считается, что махасиддх Сараха – одно из перерождений Кармапы, так же как и пандит Дхармакирти и другие великие мастера.
- Из шестнадцати Кармап семь оставили письма, четыре – устные указания, а пять не оставляли никаких.
- Даже Джампел Цультрим не знал сначала, что маленький бумажный свиток, который ему дал Пятнадцатый Кармапа, был тем самым письмом.
- К сожалению, есть много таких историй. В правительстве святого города происходили не только «святые» вещи.