Найти тему
Путь Востока.

О положении христиан в Османской империи.

Пару слов о положении христиан в Османской империи. Для понимания современности и особенно понимания взаимоотношения ислама и христианства следует понять и принять ряд исторических фактов.

Под понятием "христиане" в Османской империи следует понимать исключительно православных христиан. Католики являлись врагами османов. При этом веротерпимость османов к представителям основных монотеистических религий Католикам же приходилось примыкать к пастве местных архиреев и архиереи платили за них подати. Кстати о податях. Все канонические архиереи должны были получать от султана разрешение на служение берат и платить за своё служение налог - пекеш за вступление в должность и кесим ежегодный налог. Но вернёмся к католикам - исповедование католиками в Османской империи своей веры было возможно благодаря формальной их принадлежности к пастве православных архиереев, которые платили за них подати султану. Самой большой общностью были боснийские францисканцы, которых Порта рассматривала как членов «церкви Латинской в Боснийском, Клишском и Герцеговинском санджаках»; кроме того католики находились в горнодобывающих районах и в областях населенных албанскими переселенцами, и находились под управление Барского архиепископа. Православные архиереи взимали с католиков плату что, становилось нередко причиной судебных разбирательств.

О разрушении церквей. Церкви действительно разрушались если город брали с боя. Если город сдавался, то церкви оставляли не повреждёнными. Это правило привело к правовому казусу. Одному из султанов в суде пришлось доказывать перед лицом воинствующих исламистов, что город сдался сам, чтобы избежать разрушения церквей в городе. Но строительство новых церквей воспрещалось, более того позже был запрещён колокольный звон, якобы он пугал ангелов живущих в минаретах. Однако в любом правиле есть исключения. На территориях куда переселялись сербы церкви всё же строились. Но без колокольного звона. Но султаны упразднили сербскую автокефалию и соединили сербскую и греческую церковь.

Монастыри в Османской империи как, это не удивительно сохранились. Но земли у них были изъяты. Часть монастырей, выкупали свои земли назад, на заёмные средства и долгие годы выплачивали долги. Часть довольствовались малыми участками. Более того из за того часть знати перешла в ислам, монастыри лишились богатых вкладчиков и монастыри жили за счёт помощи простых христиан.

Следует отметить тот факт, что отношение к христианам было куда лучше в период завоеваний территорий, нежели в поздние времена существования империи . К примеру при захвате Кипра греческие христиане оказали поддержку османам. Но поздние восстания в Сербии и в Греции спровоцировали массовую резню христиан, что и послужило общим фоном для современной оценки отношения к христианам в Османской империи.