В предыдущей записи было предложено, конечно условно, рассматривать психику Человека как 8-ми компонентную структуру.
С одной стороны такая конструкция позволяет проще определит влияние различных факторов на формирование Личности, с другой стороны следует понимать, что только их взаимная связность определяет Личность Человека как неразрывную психическую целостность.
Вместе с таким пониманием взаимовлияния компонент психики следует иметь ввиду, что тем самым создается некоторая форма обратной связи между ними. Соответственно, уровень развития отдельных компонент, на основе взаимного влияния, может влиять и на индивидуальную настройку других компонент.
Не является исключением и такая компонента как Я – идеал. Формирующиеся связные состояния у других компонент оказывают свое влияние и на Я – идеал, а через него и на сознание мыслесферы. Таким образом, можно сказать, что социальная организация, личностные императивы Человека оказывают свое влияние и на психический аппарат мыслесферы и тем самым способствуют либо его дальнейшему совершенствованию, либо регрессии.
Здесь не будем вторгаться на территорию психоаналитиков, и обсуждать «кипящий котел» столкновения неосознанных побуждений, влечений и влияния внешних аффектов, которые формируют противоречивый характер психики Человека и приводят, в том числе, к возникновение патологических состояний, но на один аспект следует обратить особое внимание. Этот аспект я опишу как особый сознательный выбор Человека, когда его внешняя активность никак не отвечает тем моральным и нравственным принципами, которые генерирует Я – идеал.
Собственно, уже из самой постановке такого особого поведения Человека следует, что регуляторные функции в компоненте Я блокируют или всячески преуменьшают те императивы, которые исходят из Я – идеала. Фактически, в предложенной выше схеме дифференциации личности Человека, из её состава следует исключить компоненту Я – идеал.
Можно конечно попробовать самостоятельно развить различные следствия при таком исключении из психического аппарата компоненты Я – идеал и попытаться построить на её основе соответствующую мотивационную активность Человека.
Однако, как выясняется, подобные умозаключения уже сделаны и изложены в афористичной философии Ф. Ницше. Одним из самых главных символов в его философии является так называемая смерть Бога. Тем самым, провозглашается полное недоверие к какому-либо сверхчувственному восприятию окружающего Мира. Этот великий разрыв должен иметь, по мнению Ницше, решающее влияние для самовыражения Человека, «налиться сладостью свободного ума», высвободится из пут обязанностей, отбросить чувство стыда и сожаления о своих действиях, доказать свою власть над вещами.
В моей интерпретации, такие взгляды будут выражать тенденцию ограничить или совсем исключить влияние компоненты Я – идеал на общее состояние психического аппарата Человека.
И вот на таком личностном базисе Ницше попытался выстроить новый тип Человека – Сверхчеловека. Но только одного этого разрыва, отключение Я – идеала, Ницше было недостаточно. Подобное исключение христианских ценностей присутствует и в других философских системах, в частности в марксизме. Но если Маркс, императивы Я - идеала заменил набором определенных нравственных отношений между людьми, что выделило компоненту социо-Я в некоторую особую структуру, фактически заменившее собой Я – идеал, то Ницше пошел ещё дальше, полностью отбросив все моральные ценности, накопленные Человечеством.
В результате Личность Человека по Ницше, на основе его сознательного выбора, в моем схематичном отображении будет содержать только такой набор компонент: -
Био-Я, гендерное-Я, Я, Цензор, ОНО, Супер-эго.
Даже не привлекая какие-либо дополнительные построения, а основываясь только на таком содержании структуры психического аппарата, можно прийти к заключению, что Супер-эго, где бессознательные влечения приобретают форму конкретных желаний, становиться источником непреложных императивов в сознании Человека. Теперь в компоненте Цензор сталкиваются императивы Супер-эго с процессами, идущими от гендерного-Я и Био-Я, осуществляется выделение такого их набора, который позволяет достичь его полной реализации.
Как результат из всего Человеческого сообщества выделяются только такие индивиды, которые наилучшим образом могут реализовать себя в окружающей среде. Отсюда, идеал Сверхчеловека, по Ницше, это мужская особь, обладающая «волей к мощи» и не обращающая внимание на моральные устои.
Хорошо известен такой афоризм Ницше: - «падающего подтолкни». Теперь можно ещё более уточнить схематичную дифференциацию Личности Сверхчеловека: -
Био-Я, мужское - Я, Я, Цензор, ОНО, Супер-эго.
Объединяя это набор компонент и их взаимодействий в целостную форму Человеческой Личности можно с уверенностью утверждать, что в своем самоопределении и самоутверждении Человек будет руководствоваться исключительно дарвинистскими принципами отбора и рационально-волевым императивом: - волей к власти и самоутверждением. В соответствии с таким мироощущением Личность Сверхчеловека формирует осознанные цели и планы действий, не смотря на всю возможную их аморальность.
Собственно это достаточно ясно представлено в «Заратустре», где Ницше с издевкой описывает Человека толпы, которого он относит к ничтожеству, к отбросам Человеческого рода.
Вот только и самого Сверхчеловека никак нельзя отнести к некому идеалу, в нем явно проглядываются «демонические» черты. Наверно и сам Ницше осознавал деструктивную утопичность своих взглядов, ведь со своей апофатической фразеологией он неизбежно пришел к мысли об "иссякновении" бытия, о наступление феномена отчужденности Сверхчеловека, чем и заканчивается его жизненный путь.
Если бы это было простое философское теоретизирование, то можно было покритиковать взгляды Ницше, выделить что-то ценное, а про всё остальное забыть. Но в том, то и дело, что такое «дарвинистское» поведение Человека, желание жить исключительно на основе своей личностной свободе, привлекает большое количество людей, как в настоящее время, так и в прошлом. Поэтому философия Ницше это не утопия, это его поэтизированное отражение реального состояния Личности Человека, который, на основе сознательного выбора, исключает все моральные нормы, идущие, как от высшего разума, так и от накопленного Человечеством знания.
Фактически, если учитывать мой способ дифференциации личности, Человек сам создает телесную порабощенность, полностью погружен в материальное бытие, находится в «механических» тяготах окружающего мира, которые и старается преодолеть. Отключение себя от сверхчувствительного мира понижает возможности его интуитивного постижения. Возникает чувство абсурдности окружающего мира, которая, как утверждают экзистенциалисты атеистического толка, происходит при попытке Человеческого Я познать его смысловое содержание и найти путь к высшей гармонии. Отрицание Бога, как им кажется, и есть тот путь, который высвобождает Человека из царства необходимости в царство свободы, провозглашающей безграничные возможности Человеческого разума и Человеческой воли.
Но в реальности все идет не в согласии с такими утопическими взглядами. Ведь теперь свобода понимается, как возможность осуществлять, своим волевым усилием, любые индивидуальные желания и помыслы, ни как, не согласуя их с окружающим сообществом. И это совершенно не соответствует той Божественной задаче, которая была обоснована в предыдущих записях; вырваться за пределы Континуума, в котором Бог оказался заключен. Может быть, как раз отсюда и возникает та неосознанная тяга Человека к горным вершинам и звездному небу. Это чувство свободы имеет свое отражение и в поэзии, как например это выражено в стихах поэта-романтика М.М. Петренко: -
«Дивлюсь я на небо та и думку гадаю: Чому я не сокил, чому не летаю….»
Может быть, это и есть своеобразная поэтизация сущности истинной Божественной Свободы; вырваться из плена «клетки» Континуума, выйти в Большую Вселенную, в Большой Эйдос. Но осуществить это стремление к истинной Свободе можно только общими усилиями, с участием всей Формации Идеальных Теосфер, которые существуют на основе исключительно высоких нравственных принципах. Это и есть та сила, которая связует Формацию в единое целое, формирует Божественный Дух и Его Волю. И следование этой Воле, это не рабское преклонение перед Богом, это помощь Ему в достижении истинной Свободы.
Вместе с тем, сознание Человека не порабощено Богом, не сковывает его волю. Бог дает возможность, на основе свободного выбора, через человека, в полной мере проявить уровень духовного совершенства, подключенной мыслесферы. Создать условия её дополнительного воспитания и постепенно привести к осознанию необходимости основывать всю свою деятельность исключительно на нравственных принципах.
И вот здесь у человека возникает дилемма. С одной стороны, он как высокоорганизованное разумное существо в своей психической активности постоянно сталкивается с различными наборами неосознанных желаний, проблемами с их реализацией, адаптацией к условиям своей среды, с другой стороны его «преследует» сверхчувственное отражение духовного Мира.
Что же выбрать? Основывать свою деятельность на основе исключительно высоких нравственных ценностях или считать возникающие в Человеческом сознании духовные императивы формой ограничения своей свободы и своей индивидуальности.
Вот такой выбор, в пользу доминирования своей личностной свободы и делают, как адепты Ницше, так и экзистенциалисты атеистического толка, да и многие другие представили Человеческого рода.
Вот только всё благостное представление о преимуществах такого выбора, выраженное в различных словесных декларациях и литературных трактатах, сразу же исчезает, как только адепты подобных взглядов сталкиваются с окружающим миром.
Человеческая природа, в своих эгоистических устремлениях, оказалась весьма далекой от идеалов доброты и гуманности. Сколько написано на эту тему разных художественных произведений, ни счесть. Пессимизм Л. Толстого, бездна душевной извращенности, описанная Достоевским, вот малая толика того с чем начало сталкиваться Человечество в попытках самоутвердиться. Человек перестает быть Человеком Разумным, а фактически превращается в злобную обезьяну.
(Продолжение следует)