Найти тему

Yes - Owner Of A Lonely Heart: между восторгом и презрением

Светочи британского прог-рока Yes и их самый успешный хит "Owner Of A Lonely Heart" ("Владелец одинокого сердца"), вышедший в 1983 году на альбоме "90125".

История данного альбома схожа с будущей историей еще одного альбома Yes ("Open Your Eyes").

В марте 1981 года было объявлено о прекращении существования группы. Музыканты, ранее работавшие под вывеской Yes, стали искать новые варианты продолжения карьеры в сотрудничестве с коллегами из других британских распадавшихся тогда команд. Возник проект Asia, который оказался достаточно успешным. Возник проект XYZ (с участием Джимми Пейджа), который так и дошел до реализации.

После неудачи с Пейджем басист Крис Сквайр и барабанщик Алан Уайт по рекомендации менеджмента решили попробовать сделать новый проект в сотрудничестве с гитаристом и вокалистом Тревором Рэбином, недавно эмигрировавшего из Южной Африки. Рабин в качестве продюсера и сессионного музыканта уже имел опыт взаимодействия с таким статусным коллективом, как Manfred Mann's Earth Band, и теперь пытался реализовать свой материал в качестве сольного альбома. Ему было предложено поработать в группе, и, как сказал позже Рэбин, он не смог отказаться от работы с "самой сильной ритм-секцией" в тогдашней рок-музыке.

Проект получил рабочее наименование Cinema, к нему присоединился клавишник Тони Кэй, игравший в Yes в начале 70-х. Идея Сквайра привлечь Кэя состояла в намерении возвратиться к более простому звучанию клавишных, что было характерно для раннего этапа Yes.

На роль продюсера пришел Тревор Хорн, тоже с опытом работы в Yes - в качестве вокалиста (от предложения исполнять певческие партии здесь он отказался). Кроме того, Хорн имел за плечами создание и продюсирование суперхита 1979 года "Video Killed the Radio Star" (под вывеской группы The Buggles) и выражал большое желание двигаться вперед в соответствии с некоторыми новыми трендами в рок-музыке. Хорн дело поставил жестко. Он спровоцировал уход Кэя, который не хотел следовать новым веяниям по части клавишных инструментов. Партии клавишных на заключительном этапе работы в студии отошли Рэбину. Проект на стадии подготовки материала несколько раз испытывал проблемы с финансированием.

В конечном итоге со стороны менеджмента поступило предложение привлечь к работе бывшего вокалиста Yes Джона Андерсона, сольная карьера которого на тот момент не сильно задалась. Андерсона внес окончательную "шлифовку" музыки и текстов. Поговаривали, что предложение присоединиться к проекту получил и бывший гитарист Yes Стив Хау - имелись в виду аранжировки с двумя партиями гитар. Но Хау тогда предпочел остаться в Asia.

Когда альбом был записан и готов к выпуску, было решено издать его под вывеской Yes с Рэбином в качестве полноправного члена группы.

Альбом "90125" стал самым успешным в истории группы - по части позиций в хит-парадах и коммерческих тиражей. Инструментальная композиция "Cinema" с этой пластинки была удостоена Grammy.

Альбом очень хорошо разошелся в США, тогда как на родине в Великобритании все было гораздо скромнее. И большинство музыкантов, которые в дальнейшем выступали и записывались под брендом Yes, перебазировались в Соединенные Штаты.

Со стороны музыкальных критиков оценки были противоречивые - кто-то приветствовал "восстание из пепла динозавров", кто-то критиковал за склонение к вкусам молодого поколения.

"Owner Of A Lonely Heart" стал самым успешным номером Yes за всю их историю присутствия в хит-парадах. Он базируется на сольных заготовках Рэбина, которые были доработаны коллективно.

Тревор Рабин
Тревор Рабин

Заметным событием стал совершенно новый инструментальный саунд - плод совместных усилий Хорна и Рэбина. Тревор Хорн, который как продюсер в значительной степени повлиял на звучание всей рок-музыки 80-х годов, оценивал этот трек как самый лучший в техническом плане за всю его карьеру.

"Твердое ядро" фанатов классического прог-рока Yes до сих пор относится к "Owner Of A Lonely Heart" крайне негативно, не стесняясь в выражениях насчет попсовости, коммерциализации и прочих, практически смертных грехов в глазах ортодоксов. Другие почитатели творчества Yes, в том числе из круга музыкантов, оценивают этот номер на одном уровне с прог-роковым "рококо" из "Roundabout".

Говорят, что и вокалист Андерсон, и гитарист Хау тоже высказывались с немалой иронией по поводу этого номера, который они, тем не менее, активно исполняли в поздних концертах Yes. И на сольных концертах Андерсона тоже. И для церемонии введения Yes в Зал славы рок-н-ролла в 2017 году они выбрали именно эту песню.

Теперь слушаем и оцениваем вновь, сами. А версий множество, здесь только некоторые.

🔸 Начинаем с исходного альбомного варианта.

🔹 Официальное видео тех лет.

🔹 Телевизионный фрагмент.

🔹 Концерт 1984 года.

🔹 Концерт 1991 года, уже с Риком Уэйкмэном на клавишных.

🔹 Концерт 1999 года с Тревором Рэбином и Стивом Хау.

🔹 Рэбин, Сквайр и Хау с оркестром Тревора Хорна в 2004 году.

🔸 Тревор Хорн с оркестром в 2019 году.

🔹 Российский симфонический трибьют 2010 года.

🔹 Франко-британский проект Anderson Ponty Band в 2014 году.

🔹 Концертная команда с Андерсоном, Рэбином и Уэйкманом в 2017 году.

🔹 2017 год - введение в Зал славы рок-н-ролла.

См. также: