На днях пересмотрела фильм «Шоколад» с Джонни Деппом и Жюльетт Бинош, где каждый кадр пропитан шоколадом в прямом и переносном смысле. Главная героиня Виенн готовит его по древним рецептам племени майя, доставшимся ей по наследству от матери-индианки. Сладости столь разнообразны, изысканны и эстетически безупречны, а процесс их приготовления столь сложен, подробен и изощрён, что испытываешь истинное вкусовое наслаждение. Будто не фильм смотришь, а шоколадный торт ешь. Шоколадом здесь наслаждаются, ему поклоняются, его ненавидят, его уничтожают. Шоколад снимает табу и пуританские запреты, высвобождает дремавшие до этого чувства, обнажает скрытые желания. И даже предугадывает судьбу.
В маленький французский городок приезжает молодая женщина с дочкой-подростком и первым делом открывает кафе-шоколадницу. Городок сонный, затхлый и унылый, где не принято выделяться, где всем управляет мэр граф де Рейно, аскет и пуританин. Виенн же, наоборот, не приемлет никаких табу и всегда поступает как хочет. Кафе Виенн – торжество вкуса, островок райского наслаждения, устоять перед которым невозможно. А жители городка ввиду приближающегося Великого Поста, наоборот, готовятся к воздержанию. Их страдания становятся почти физическими. Граф – в бешенстве, жители – в замешательстве, кто-то – просто в ступоре. Ещё бы, их жизнь текла по спокойному руслу, а тут из-за соблазнов шоколадницы забурлила и вышла из берегов. Посреди «наводнения» они не без удовольствия наблюдают за поединком графа и Виенн. Тут не просто поединок, а Священная война между пуританской моралью и Шоколадом, который манит и соблазняет героев фильма.
Главное действующее лицо фильма вовсе не Виенн, хотя в исполнении Жюльетт Бинош она прекрасна, а Шоколад. Как и мать её, индианка Чицца, Виенн обреченно следует за неумолимым северным ветром и разносит по миру древние рецепты шоколада. Главный ингредиент в них, помимо какао, перец чили. Отец Виенн был скромным фармацевтом, который однажды понял, что жизнь его не исчерпывается продажей касторки и отправился в экспедицию в Центральную Америку, которую снарядило французское фармацевтическое общество для изучения лечебных свойств некоторых природных компонентов.
Как-то скромного фармацевта индейцы приглашают выпить чашку шоколада с перцем чили. Этот напиток древние майя вкушали на священных церемониях, так как шоколад способен обнажать скрытые желания и предугадывать судьбу.
Вкусив шоколадный напиток, аптекарь прозревает, что его судьба – красавица Чицца. И он женится на ней, хотя старейшины племени предупреждают его, что девушка живёт с кочевниками, которые следуют за северным ветром и нигде не пускают корней. Как-то ночью Чицца навсегда исчезает вместе с маленькой дочкой Виенн и древними рецептами шоколада.
Виенн выросла. Но как только подует северный ветер, тут же собирается в дорогу и несётся по миру с дочкой Анук и урной с прахом Чиццы. И куда не приедет, мир вокруг нее становится совершенней, люди – счастливей. Потому что Виенн умеет обнажать их скрытые желания, предугадывать и определять дальнейшую судьбу. По сути, Шоколад за короткое время изменил жизнь унылого городка, заставив его жителей поверить в себя.
Виенн и Шоколад победили, несмотря на то, что на церковных проповедях их рядили в одежды Сатаны, объявляли бойкот аморальности. И даже главный святоша и моралист граф де Рейно пал поверженным к их ногам: перед Пасхой он тайно, с помощью отмычки, забрался в шоколадную лавку, собираясь устроить там погром, но не устоял, объелся шоколада и весь перемазанный им, уснул в витрине лавки. Вкус шоколада и радость жизни, что в принципе, одно и тоже, победили затхлую пуританскую мораль.
Я б назвала этот фильм гимном Шоколаду. Шоколад здесь – главный герой и вершитель судеб. Шоколад – религия и жизненная философия. «Что исповедуете?», – спрашивает Виенн бродячий музыкант Ру. «Шоколад», – отвечает Анук, дочка Виенн. Шоколад – это судьба. Её находит вместе с Ру Виенн, развеивая на северном ветру прах своей матери Чиццы. Теперь она сама обретает счастье в осчастливленном ею городке.