Найти тему
Нижний 800

Музыкальный перформанс во дворе нижегородского крематория

Солнечный летний день. Внутренний двор крематория, мемориальный комплекс «Сад им.». Здесь повсюду множество растений: от полевых цветов и кустов малины до молодых деревьев. В центре — так называемый репродуктор: он чем-то похож на пустой шкаф, но на деле в нём скрыта акустическая система.

В разных местах пространства готовятся к выступлению музыканты. Они не на сцене в её традиционном представлении, не на виду, а порознь, будто прячутся друг от друга.

Звучит первый звук, тут же подхватываемый ветром.

Музыкальный перформанс «Без названия» впервые проходит на территории нижегородского крематория. Арт-работа — совместное творение художника Артёма Филатова и композитора Марка Булошникова. Нижегородцы продумали закрытое выступление для участников летней философской школы Московского центра исследования сознания.

«Общая тема философской школы этого года звучит как «Метафизика возможных миров». И в ней мы заприметили понятие “модальности”, которому нашли применение в музыке. Это некий другой тип построения музыкальной структуры, где любая нота может быть самодостаточна, музыка может остановиться в любой момент и не выглядеть оборванной. Здесь нет гармонии, к которой мы привыкли. Часто звуки начинаются, но не разрешаются. Мы очень часто ищем, чтобы в конце композиции было какое-то разрешение этой темы.  В модальности всё построено совершенно по-другому. Мне пришла в голову мысль позвать потрясающего композитора Марка Булошникова, с которым мы выступили соавторами произведения», — рассказывает о новой работе художник Артём Филатов.

-2

В основе музыкального перформанса — Сарабанда 1728 года, написанная Жаном-Филиппом Рамо.

Композитор сочинил это произведение для клавира, а в современное время композицию играют на клавесине, фортепиано и других клавишных инструментах. Специально для события Марк Булошников продумал своеобразную транскрипцию музыки, которая звучала на двух саксофонах и фаготе, а также была дополнена индустриальными шумами: у каждого музыканта была своя пара — «двойник», колонка-ретранслятор, из которых в случайном порядке доносились звуки.

К слову, сам Рамо занимался идеями гармонии. Вероятно, нижегородский эксперимент был бы ему интересен, но эту мысль можно только предполагать.

«Мне было важно по-своему сохранить те исходные звуковые высоты, которые были написаны у композитора Рамо. Предоставить им своеобразное соло, отказавшись от прочих элементов музыкального языка — от ритма, от тембровых обозначений. Таким образом сложилась новая структура, — поясняет необычное звучание Марк Булошников. — Думаю, что индустриальные звуки тут не мешают в силу того, что они стали самодостаточными, они такие, какие есть. В принципе все звуки, которые нас окружают, в какой-то степени бытийственные».

-3

Перформанс состоит из случайностей и закономерностей. Общий звуковой ландшафт складывается из сложных отношений всех исполнителей между собой. Слушатели свободно перемещаются по саду в поисках каналов звуков — в одном углу слышен определённый тон, с другой стороны можно уловить большую часть звуков одновременно. С точки зрения философии, по мнению авторов, такой опыт пребывания и прослушивая стал попыткой воспроизвести модальность как размышление о возможном.

«На самом деле можно выстроить любые отношения между произведением и аудиторией. Нам не хотелось дебютировать с классическим, предметным произведением и его звучанием. Мы старались найти именно формат того, как должна звучать музыка внутри нашего сада, а не в любом другом концертном зале», — рассказывает Артём Филатов.

«Музыка, которая возникает в перформансе, не предполагает какого-то конкретного семантического решения. То пространство, где она звучит, тот контекст и люди, фактически они и формируют в своём собственном сознании эту самую семантику. Человек может находиться где-то с краю и совсем не видеть, скажем, дыма из печи крематория, и таким образом, содержание для него будет совсем иным. Тут такие тонкости, связанные уже с местоположением каждого слушателя. И это тоже по-своему интересно. Нет единого универсального кода, здесь каждый получает индивидуальное послание», — продолжает Марк Булошников.

-4

Концерт, пусть и не в традиционном виде, — своеобразный эксперимент в пространстве «Сад им.». Это первое сотрудничество нижегородцев с философской школой Московского центра исследования сознания, но далеко не первый проект с Дмитрием Волковым, который является инициатором института. В частности, предприниматель давно коллекционирует нижегородское искусство, поддерживает Арсенал, а также участвует в проекте «Провмыза», который сейчас номинирован на премию Кандинского.

«Для меня всё происходящее очень необычно. В таком пространстве выступала впервые, и когда я только приехала, было очень жутко от этого места, — призналась саксофонистка Мадина Гуламжанова. — Особенность выступления на открытой площадке, в отличие от зала, в том, что здесь звук летит. Плюс инструмент имеет свойство нагреваться и охлаждаться, на природе он совсем по-другому звучит за счёт охлаждения. Даже если жарко — металл всё равно холодный».

Перформанс напрямую соотносится с пространством «Сад им.» в нижегородском крематории. Где, как не здесь, можно спокойно подумать о возможных мирах, о том, что ждёт человека после смерти. Этот мемориальный комплекс в 2019 году создали художники Артём Филатов (г. Нижний Новгород) и Алексей Корси (г. Москва). Он напоминаем мини-ботанический сад, дополненный звуковой инсталляцией. Обычно тут из динамиков звучит современный хорал на латыни, но вместо молитвы в нём медицинские названия органов и частей тела человека. Также можно виртуально посвятить один из видов растений Сада ушедшему близкому.

-5

Пространство «Сад им.» приглашает посетителей на диалог о жизни и смерти, оказывая терапевтический эффект.

За арт-работу «Сад им.» в 2020 году авторы получили главную премию в области современного искусства «Инновация» в номинации «Новая генерация».

«Часто люди приезжают сюда на экскурсии, иногда ради праздного интереса, была даже история, когда здесь назначали свидания. Приезжают и эксперты, которым интересны ботаника, музыка, искусство, архитектура, ритуальная сфера. И я надеюсь, что, когда я уже буду совсем стареньким дедушкой, когда я буду умирать, я буду знать, что этот Сад до сих пор существует», — признался автор проекта «Сад им.».

Музыкальный перформанс прошёл в первый и пока единственный раз. Но сам проект «Сад им.» будет расширяться. В планах создать рядом с крематорием большой мемориальный парк.