Сегодня исполняется 10 лет со дня крушения теплохода «Булгария».
Я уже сто раз вспоминала эту историю, но не грех вспомнить и в сто первый. 9 июля 2011 года я с подругой Катей сидели у меня на кухне и, как обычно, рассуждали о том, куда бы съездить, дабы развеяться и расширить свой кругозор. «А, вот, можно в «Булгар» сплавать!» - фонтанировала идеями Катя. «А что, - соглашалась я, - красиво!»
Пока думали, за окном началась гроза. Да не гроза, а грозища! Дождь в тот день был настолько сильным, что у меня во дворе образовался настоящий водопад, и стекал он в овраг целых два дня. Жалко, что я тогда видео не снимала…
А на следующий день в такой же грозе, только чуть подальше от Казани, погибла «Булгария».
Я не ездила в речпорт в тот день. Я не видела родственников погибших. Я никогда не была в Сюкеево. Но катастрофа на меня произвела неизгладимое впечатление. В мирное время гражданское судно вот так вот просто…
Конечно, специфики добавлял еще и тот факт, что мы с Катей в те дни очень живо представляли, что случилось бы с нами, если бы мы все же надумали поплыть в Булгар… А Катя тогда была еще и глубоко беременной.
В речпорт я все же съездила, то ли на второй, то ли на третий день. Что там было – вообще не помню, помню только свечи и море игрушек. И тишину.
Прошло 10 лет, и все не то чтобы забыли, нет, мы помним. Но жизнь идет, наслаиваются новые проблемы, дела, свершения. Интернет пестрит заголовками и сенсациями, а тут еще и коронавирус проклятый…
И вот совершенно случайно, каким-то рулеточным образом, меня в июне с работы отправили снимать, как главе Якутии Айсену Николаеву будут показывать наше, построенное в Зеленодольске, пассажирское судно «Чайка». Оно само по себе, можно сказать, уникально: Зеленодольский завод не строил гражданских судов бог знает сколько времени, все военные катера клепает. А здесь еще и новые технологии – в качестве топлива «Чайка» использует сжиженный природный газ.
Пришла я на набережную Казанки, где пришвартовано судно, хожу туда-сюда, осматриваю окрестности. Речники готовятся встречать высоких гостей, наводят марафет.
Чиновники наши пришли. Якутская пресс-служба. И тут из «Чайки» вышел капитан.
У меня хорошая память на лица, и мозг быстро собрал контекст откуда-то из закоулков сознания.
Капитан «Чайки» - Роман Лизалин, тот самый капитан «Арабеллы», который 10 лет назад организовал спасение людей с «Булгарии».
Вот честно, никогда еще так сильно не приходилось мне стараться, чтобы не кинуться с криками «ах, это же вы!» человеку на шею. Очень адски пришлось мне стараться, настолько, что я ушла в другой конец пирса. Хотя не удивлюсь, если Роман Евгеньевич к такому привык.
Пошла к якутам, рассказала им, кто это. Они про «Булгарию» тоже помнили. Если бы могла, я бы, конечно, и главе Якутии про Лизалина рассказала. Но мне не по рангу.
В общем, Роман Евгеньевич речной флот не бросает. Наоборот, старается развивать и популяризировать. Успешность этого процесса разная, но все равно человек на своем месте. Настоящий человек, знающий свое дело. И успехов ему!
И да, спустя 10 лет, как и прежде, спасибо за спасение людей!