Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) заявило о введении новой системы согласования коммерческих запусков, призванной сократить масштабы и время действия воздушных ограничений, чтобы уменьшить влияние космических операций на авиационную отрасль.
Запуск миссии SpaceX Transporter-2 стал первым случаем официального использования системы Space Data Integrator (SDI), разработкой которой уже несколько лет занимаются FAA. Система позволяет автоматизировать процесс информирования авиадиспетчеров об ограничениях воздушного пространства, связанных с космическими операциями. Она обеспечит оперативную передачу актуальных данных о статусе запуска на каждом его этапе, включая предупреждения о любых нештатных ситуациях, представляющих угрозы для участников авиасообщения.
Внедрение системы позволит сократить время, необходимое для "закрытия" и "открытия" воздушного пространства, и сделает управление движением в районах ограничений более эффективным.
"Мы можем сделать регулирование воздушных ограничений более динамичным. Это значит, что рейсы, траектория которых была изменена для обеспечения безопасности космических операций, можно будет быстрее вернуть к их привычному курсу следования" - заявил представитель FAA Тим Арел.
По его словам, это не первые меры, принятые FAA в отношении регулирования воздушных ограничений: их длительность уже удалось сократить до двух часов (вместо принятых когда-то четырёх). А введение SDI позволит сделать эти временные рамки ещё более короткими.
Влияние космических операций на авиасообщение становится всё более ощутимым по мере активного роста числа запусков. Уже сейчас, по прошествии всего половины 2021 года, их количество втрое превысило число запусков в 2016 году. И так как традиционный подход подразумевает длительное перекрытие воздушных зон огромного масштаба для запуска каждой космической миссии, не удивительно, что недовольство со стороны авиационной отрасли всё больше даёт о себе знать. Кроме того, как показала практика запуска миссии Transporter-2, операторы запусков тоже бывают недовольны зонами закрытия воздушного пространства и иногда их боссы озвучивают это своей многомиллионной аудитории в твиттере.
Примечательно, что переломным моментом в этой истории натянутых межотраслевых отношений считают первый запуск Falcon Heavy в феврале 2018 года, из-за которого в послеобеденное время буднего дня пришлось на несколько часов ограничить движение в загруженном воздушном коридоре у побережья Флориды, что повлияло на сотни рейсов, как внутренних, так и международных. С тех пор все заинтересованные участники пытаются наладить более тесное сотрудничество, и введение такой системы как SDI обещает стать значительным шагом в этом направлении, несмотря на критику, вызванную её затянувшейся разработкой.
Использование новой системы для операторов космических запусков является добровольным. Помимо компании SpaceX, которая сотрудничает с FAA в рамках разработки SDI с 2016 года, в число пользователей системы сейчас также входят Blue Origin, Firefly Aerospace и компания Alaska Aerospace Corporation, владеющая стартовым комплексом на острове Кадьяк. FAA не указали сроки включения в этот список других аэрокосмических компаний, но подчеркнули важность повсеместного введения подобной системы для обеспечения безопасности космических операций.
К сожалению, ни SDI, ни какие-либо другие средства управления пока не способны гарантировать абсолютный порядок в системе организации воздушного пространства и избавить от инцидентов, подобных недавнему переносу запуска из-за нарушения границ "закрытой зоны" частным вертолётом. Но это несомненно большой шаг на пути к изменению действующей бюрократической системы регулирования запусков, на которую так часто жалуется Илон Маск.
Отблагодарить авторов вы можете подпиской на канал и лайком статьи. Все статьи перенесены на Яндекс.Дзен из ВКонтакте авторами SpaceX, а фотографии взяты из открытых источников.