В предыдущей статье мы рассмотрели особенности статьи 4 ФЗ РФ «О защите прав потребителей», которая регулировала право потребителя на товар надлежащего качества. Теперь мы переходим к статье 21 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» отвечающей за замену товара ненадлежащего качества.
Указанная выше норма в первую очередь устанавливает сроки исполнения продавцом, изготовителем или импортёром (уполномоченными представителями) необходимости произвести замену товара, на товар надлежащего качества. Так, по общим правилам, в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавцу надлежит произвести замену в течении семи дней со дня предъявления такого требования. Однако, если продавец решит провести проверку на обнаружение недостатков качества товара, то такой срок увеличивается до двадцати дней.
В тоже время следует отметить, что если у продавца в момент предъявления вышеуказанного требования отсутствует в наличии товар надлежащего качества, то замену необходимо произвести в течении месяца. Данное положение в каком-то смысле нивелирует положение, описанное в предыдущем абзаце. Поскольку потребителю будет достаточно сложно доказать тот факт, что у продавца имелся в наличии необходимый товар надлежащего качества. Исходя из чего, замена товара в течении месяца с момента предъявления соответствующего требования будет считаться правомерной (хотя бы по той причине, что обратное доказать весьма проблематично).
ЗАДАТЬ ВОПРОС ЮРИСТУ >>
Отдельное внимание нужно обратить на районы крайнего севера и приравненные к ним местности (список которых утверждён Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 г. № 402). В данной ситуации требование потребителя заменить товар подлежит удовлетворению по его заявлению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы.
Если для замены товара требуется больше семи дней, то по требованию потребителя, продавец в течении трёх дней со дня предъявления данного требования о замене товара, предоставляет на время в безвозмездное пользование товар, обладающий теми же потребительскими свойствами. В данном случае под «потребительскими свойствами» следует понимать свойства товара, связанные с его использованием по назначению, а также для цели, для которой приобретался товар. В целом понятие является оценочным и в каждом отдельном случае следует определять отдельно, какие свойства являются потребительскими. После того, как замена будет произведена, то потребителю необходимо будет вернуть выданный на время товар. При этом потребитель отвечает за сохранность данного товара (за исключением уменьшения его стоимости в результате нормально эксплуатации).
Так же, хотелось бы обратить внимание на то, что комментируемая нами норма совсем не учитывает случаев, когда потребитель приобретает товар, бывший в употреблении. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 06.06.1998 г. № 569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами», были установлены правила комиссионной торговли. Данные правила содержат тоже положение, что и ФЗ РФ «О защите прав потребителя», когда потребитель может потребовать заменить товар ненадлежащего качества на товар надлежащего качества. Вместе с тем, законодатель не учёл тот факт, что у продавца (комиссионера) может в принципе отсутствовать данный товар для замены, в связи с чем замена представляется невозможной.
В завершении статьи следует отметить, что при замене товара ненадлежащего качества на товар надлежащего качества, гарантийный срок начинает течь заново, со дня передачи указанного товара потребителю. При этом не имеет значение кем данный срок установлен – изготовителем или продавцом.
Если у вас остались вопросы относительно замены товара ненадлежащего качества или вопросы относительно иных норм ФЗ РФ «О защите прав потребителей» вы всегда можете обратиться в «Юридическое бюро Носова».