Найти тему
The center of Russia

Последний пассажирский теплоход в Новосибирске - как ржавеет легенда

Теплоход «Москва-133»
Теплоход «Москва-133»

«Москва-133», или, как называют его речники, проект Р-51Э, курсирует по Оби от пристани Речного вокзала до дачных сообществ в 50 км от города. По другому дачникам не добраться – нормальной дороги в Красный Яр и Седову Заимку нет, отчего автобусы туда не ходят. А такси для пенсионеров – слишком дорогое удовольствие. Вот и катаются дачники на теплоходе по Оби с ветерком. Зато без пробок. Ходит рейс регулярно: один раз в будни и каждые выходные.

Спускаемся по видавшему виды деревянному трапу на нижнюю палубу теплохода. Мимо проходят бабушки и дедушки, кто с тележкой, кто с рассадой. На утреннем рейсе всего несколько десятков пассажиров. Для пенсионерки Зинаиды Валентиновны теплоход стал почти родным. Она регулярно на дачу со своей собачкой таксой по имени Тяпка.

Зинаида Валентиновна с таксой Тяпка
Зинаида Валентиновна с таксой Тяпка

Спрашиваю: «А как было раньше?». Зинаида Валентиновна вздыхает: «В СССР судоходство на Оби было живое, интенсивное. Все светилось красным и зеленым, мигало, переливалось. Едешь по реке, а навстречу десятки барж, сухогрузов, теплоходов – больших и маленьких. С мужем покойным плавали в Салехард, в Ханты-Мансийск, в Томск, и все по реке. А теперь уничтожили весь флот. Остался этот теплоходик (и на том спасибо!), да и то надолго ли…».

Действительно, в Новосибирской области это последний речной пассажирский транспорт, регулярно выполняющий рейсы. Большинство пассажиров – пенсионеры, которые пользуются социальными льготами на проезд, как в автобусах и трамваях. Разницу в проезде речникам доплачивают из бюджета.

-3

Впервые оказавшись на борту теплохода, кажется, словно попал в советское прошлое: ржавчина на металлических конструкциях; потрепанные сиденья, обитые дешевым дерматином; облупленные, покрашенные на несколько слоев поручни. Но альтернативы нет. Нравится — не нравится, а ехать приходится.

Утром воздух на реке пронизывающий, и пожилые пассажиры спускаются с верхней палубы вниз. В салоне теплохода стоят сиденья и столики, люди достают нехитрую еду – вареные яйца, жареную курицу, завернутую в фольгу, бутерброды, и в забрызганные окна смотрят на проплывающие мимо берега. Плыть до места назначения два часа.

Стучимся в капитанскую рубку. За штурвалом крепкий мужчина Андрей Зайков. Кроме него на теплоходе еще два человека – молодой механик Андрей и улыбчивая девушка Нина. Она числится матросом, продает билеты, убирает помещения, заваривает пассажирам чай. Рубка на теплоходе маленькая, но уютная, напоминает кабину водителя-дальнобойщика. Икона на стекле, маленький вентилятор. Сиденье рядом с капитанским креслом прикрыто старым советским одеялом.

Больше сорока лет Андрей Зайков регулярно возит стариков на дачи и обратно, знает своих пассажиров не только в лицо, но и по имени-отчеству. Он на реке с конца 60-х, застал эру процветания речного пассажирского флота на Оби: и «Калинина», и «Восходы», и «Марию Ульянову», и шустрые «Ракеты». Вся гордость Обского флота уже десятки лет ржавеет на кладбище ненужных кораблей в Затоне. Провели дороги, протянули рельсы, и у людей появилась возможность добираться на автобусах и электричках. Речной флот не выдержал конкуренции. Как говорят сейчас, стало «экономически невыгодно». Капитан с ностальгией вспоминает период 1970-1985 года, когда у речников была «самая интересная работа».

«Здесь было как на дороге – такие же пробки. Одних рейсов «Ракеты» до Рыбачьего поселка было по одиннадцать в день. «Зари» до Колывани ходили по три-четыре раза. А «Омы» до Камня ходили … В общем, жизнь кипела и день, и ночь. А сейчас мы идем, и не один теплоход не встретился, - качает головой капитан, поправляя солнечные очки. Блики от воды слепят глаза. - Все, умер наш флот. Невыгодно стало. Частники еще ездят, яхты покупают, но такого, как раньше, уже нет. Сейчас у каждого машина, да железнодорожный транспорт развился на севере...

А у нас единственный рейсовый теплоход «Москва-133», последний речной муниципальный вид транспорта для пенсионеров. Вообще-то, хорошо, что ее держат. Бабушкам 50 км до Седовой заимки больше никак не добраться. Так пусть старикам будет удобно и комфортно», - говорит капитан.

Теплоходу больше 40 лет. Если забарахлит в период навигации – найдется ли замена? Но судно еще рано отправлять на пенсию, говорит капитан. Оно соответствует требованиям. А остальное отмоем, покрасим и подкрутим. И «Москва-133» еще долго будет «тепловозить».

Теплоход «Москва-133»
Теплоход «Москва-133»
Как вы считаете, воскреснет ли речное судоходство, или последний пассажирский теплоход на Оби ждет та же участь, что и его собратьев – ржаветь в протоке? Поделитесь в комментариях и поставьте нам лайк. До новых встреч!