К началу ХХI века понятие «IQ» вызвало настоящий общественный резонанс. Особенно связанно это было с массовым распространением персональных компьютеров и интернета. Все резко кинулись решать тесты и проверять показатель своего IQ, ведь именно он наиболее точно определяет интеллектуальные способности. Многие и вовсе находили связь между показателем коэффициентом интеллекта и успехом в жизни... Мол, чем он больше, тем и успешнее человек.
И только пыл общественности чуть подостыл, как на горизонте показалась новая звезда. Ею стал новый показатель, который буквально 30 лет назад ввели П. Саловей и Д. Майер – EQ (коэффициент эмоционального интеллекта). Между прочим, на Всемирном Экономическом Форуме эмоциональный интеллект занял 6-е место в списке важнейших навыков 2020 года! Звучит внушительно, согласны?
В реалиях современности EI (эмоциональный интеллект) является важнейшим компонентом личного успеха. И успеха в бизнесе… Что ж, давайте рассмотрим, как эмоциональный интеллект поможет вам приумножить свой доход.
Что такое эмоциональный интеллект
Прежде чем перейти к определению, давайте постараемся визуализировать IQ и EQ. Для этого просто вспомним школьные годы.
От безупречной чистоты сияют первые парты, а за ними сидят отличники или просто ответственные ученики. Спроси у них, в какой стране протекает река Тибр – и они ответят. Дай им тест со сложными уравнениями – к звонку листочек с правильными ответами будет лежать на столе учителя. Эти ученики, как вы уже, наверное, догадались, будут нашими представителями IQ. Этакой реальный образ абстрактного понятия.
А теперь переместим объектив нашей камеры памяти на задние парты. Там часто сидят ученики, которые не то чтобы преуспевают. За тест – 2, за устный ответ – 2… но чаще всего именно эти люди помогут и поддержат, общаются лучше многих отличников, умеют понимать эмоции и настроение других. Эти товарищи и будут для нас прототипом интеллекта эмоционального.
Представили образы? Хорошо, теперь давайте рассмотрим подробнее, из чего же состоит понятие EQ. Для этого обратимся к книге Д. Гоулмана «Working with Emotional Intelligence». В ней автор выделяет пять ключевых составляющих EI:
–эмпатия;
–внутренняя мотивация;
–осознание себя, своих потребностей и эмоций;
–коммуникация и навыки взаимодействия с людьми;
–контроль собственных эмоций и способность ими управлять.
Теперь вы примерно понимаете, чему равняется «эмоции+интеллект». Также хочу отметить: эмоциональный интеллект трактуется именно в позитивном ключе. О разного рода манипуляциях и психологическом давлении речи вообще не идет! Напротив, EI помогает разрядить обстановку, настроить команду на достижение общей цели или оказать взаимовыгодную помощь другим людям.
Эмоциональный интеллект в бизнесе: как его использовать
Если я сразу начну рассказывать о том, что эмоции действительно могут помочь в бизнесе – наверняка сочтете за сказочницу. Поэтому для начала давайте обратимся к результатам исследований. Чтобы вопросов, как говорится, не оставалось. Итак, после изучения производительности сотрудников 200 компаний по всему миру, выяснилась следующая картина:
–только 33% разницы между производительностью лучших и худших сотрудников зависели от их знаний и опыта.
–а остальные 67% разницы пришлась как раз таки на эмоциональную компетентность работников.
А теперь реальный пример, да не с простым Васей Ивановым, а с самими ВВС США! Так вот, они снизили свои ежегодные издержки на $3 000 000 при отборе рекрутеров для отдела кадров. Для этого стоило просто ввести анкету по определению EQ. С помощью нее стало возможным предсказывать успехи будущих сотрудников, а неподходящих кандидатов сразу отсекать.
Как видим, эмоциональный интеллект в менеджменте ну уж очень нужная вещь. Так, а где еще в бизнесе может пригодиться эмоциональный интеллект? Для ответа давайте сместим фокус на продажи и посмотрим, как EI может повлиять на них.
1)Часто бывает такое, что клиент скрывает истинную причину своего отказа. Он говорит, что не уверен в необходимости покупки, а на самом деле его смущает цена товара. Менеджер с развитым эмоциональным интеллектом имеет больше шансов понять истинную причину и сделать клиенту более выгодное предложение, или же предложить другой товар по более низкой цене.
2)Сотрудники с развитым EI умеют лучше убеждать. Даже не имея нужных знаний, на подсознательном уровне они способны понять возражения клиента и преподнести продукт так, чтобы его захотелось купить.
3)Решение конфликтов лучше всего дается людям с хорошим показателем EQ. А конфликты с клиентом не такая уж и редкость. Чего только стоят отзывы клиентов в соцсетях… Здесь важно понять эмоции другого человека, ни в коем случае не принимать импульсивных решений и переходить на личности. А во всех этих аспектах сотруднику поможет… правильно, эмоциональный интеллект.
А теперь давайте подумаем, много ли возможностей даст EI для лидера. Просто вспомните таких вдохновляющих личностей, как Стив Джобс, Генри Форд, Уинстон Черчиль, Илон Маск. Несомненно, они стали лидерами во многом благодаря своим идеям и продуктивности. Однако важно ведь и то, как эти люди преподносили свои идеи, как убеждали других следовать этим идеям, поверить в них. А для подобных целей эмоциональный интеллект незаменим.
Заключение
Многие считают, что эмоциям в бизнесе совсем не место. Поэтому их надо подавлять и контролировать. Но все-таки намного эффективнее не прятать эти эмоции, а управлять ими. Ведь эмоции могут, наоборот, только увеличить вашу продуктивность и влияние в отдельных ситуациях. Пусть гнев мешает сконцентрироваться и работать, но он может помочь отстоять ваши интересы. Пусть радость может отвлекать от важных вещей, но она может подтолкнуть к креативным идеям и правильным решениям. Но как добиться более предпочтительного эффекта? Стоит лишь только направить свою эмоциональную энергию в нужное русло и научиться понимать людей.
Друзья, если хотите узнать, как развить в себе эмоциональный интеллект, то давайте наберем побольше лайков. Тогда я обязательно выпущу статью на эту тему в ближайшее время.
А с вами была Ольга, желаю всем стать эмоциональными интеллектуалами и успешными предпринимателями :)