Найти тему
Top of the Rocks

"Waiting for the Sun": каким мог получиться и каким в итоге вышел третий студийный альбом The Doors

Фанаты группы The Doors да и просто любители рока прекрасно знакомы с альбомом "Waiting for the Sun". На нем содержатся такие крупные хиты "Дверей" как "Hello, I Love You" и "The Unknown Soldier". Да и вышла пластинка в 1968 году - в самый разгар творческой активности The Doors, когда группа находилась на пике славы.

Однако не все знают, что изначально альбом планировался совсем не таким, каким мы его привыкли видеть сегодня.

Основой для альбома должна была стать монструозная 20-минутная композиция "Чествование Ящера", которая заняла бы всю вторую сторону пластинки. Перед этим диск хотели назвать "Американские ночи", что было первоначальным выбором Джима Моррисона, но затем название сменили на "The Celebration of the Lizard" в честь одноименного центрального опуса. При этом Джим хотел, чтобы обложку альбома сделали из искусственной кожи ящерицы. Так что замыслы по поводу нового творения The Doors были поистине грандиозными!

К 1968 году за группой окончательно закрепился звездный статус, и, испытав головокружение от столь внезапного и стремительного успеха, The Doors посчитали, что настало самое время экспериментировать. Был готов к этому и Джим Моррисон. Обрушавшаяся в одночасье слава, которая превратила его из обычного парня в секс-символ эпохи, не соответствовала устремлениям Джима. Итогом тому стало заявление Моррисона об уходе из группы в июне 1968 года, который все же удалось предотвратить. Подливала масло в огонь и Памела Курсон, которая постоянно внушала Джиму, что карьера в рок-группе это не его, а истинное призвание Моррисона - заниматься поэзией.

Пропасть между Джимом и фанатами The Doors все разрасталась. Вскоре он совсем стал презирать "любителей" музыки группы и всячески старался вывести их из себя. Поэтому шокировать публику с помощью поэзии было бы для него идеальным вариантом.

Обратная сторона альбома
Обратная сторона альбома

В основе нового эпика лежала поэма Моррисона "The Celebration of the Lizard". Джим очень гордился ее длинным, состоящим из 133 строк, текстом, называя его "чистой драмой". В нем он вновь возвращался к своим излюбленным темам: снам, безумию и смерти. Отдельной нитью сквозь всю поэму шел мотив исхода людей из городов и их возврат к племенным устоям, которые Моррисон считал более искренними и правильными.

Впрочем, "Чествование Ящера" задумывалась не как музыкальная композиция в привычном понимании, наподобие других длинных номеров группы вроде "The End" или "When the Music's Over". Декламация Моррисоном своих стихов в ней сопровождалась различными шумами и разрозненными звуками. И лишь в центральной части "Чествования" под названием "Not to Touch the Earth" подразумевалась хоть какая-то музыка. В ней Джим, вдохновленный книгой Джеймса Фрейзера "Золотая ветвь", описывал различные табу, налагаемые на жителей племени, например, на женщин, которым во время менструации якобы запрещалось касаться земли и смотреть на солнце.

Работа над "Чествованием" шла трудно. В запись композиции было вложено много сил и студийного времени. Но что самое печальное: итоговый черновой вариант устроил только самого Моррисона. И после стольких месяцев напряженной работы над "The Celebration of the Lizard" от композиции было решено практически полностью отказаться. По воспоминаниям остальных участников, творение Моррисона было для них тяжким бременем. В результате на альбом попала лишь та его маленькая "музыкальная" часть, которая сегодня всем известна как песня "Not to Touch the Earth" с ее ритмичной гипнотизирующей аранжировкой и психоделическими проигрышами.

После того как "Чествование Ящера" было забраковано, Моррисон предполагал читать отрывки поэмы хотя бы в коротких вставках между песнями, но и от этого было решено отказаться. В конце концов, ограничились лишь тем, что полный текст "The Celebration of the Lizard" был напечатан на внутреннем развороте альбома, а рядом был помещен рисунок ящерицы на черном фоне. Естественно, ни о какой обложке из чешуйчатой кожи ввиду дороговизны данной затеи также речи не шло. А вместе с 20-минутной экспериментальной композицией ушло и название пластинки. После очередных размышлений группа остановилась на варианте "Waiting for the Sun" в честь одноименной песни, которая готовилась для альбома.

Внутренний разворот с напечатанным текстом поэмы и рисунком ящерицы - своеобразная дань уважения несостоявшейся концепции пластинки
Внутренний разворот с напечатанным текстом поэмы и рисунком ящерицы - своеобразная дань уважения несостоявшейся концепции пластинки

К счастью, "The Celebration of the Lizard" все же не пропала бесследно. Первое исполнение композиции целиком можно найти уже на двойном концертном альбоме The Doors "Absolutely Live" 1970 года. А позже на сборнике демозаписей группы "Behind Closed Doors - The Rarities" был выпущен и сырой студийный вариант "Чествования" длиной 17 минут.

Итак, "Чествование Ящера" было отвергнуто. Однако взамен появились новые проблемы. Пустовала целая сторона пластинки, на которую отчаянно не хватало материала. Весь 1967 год группа активно гастролировала, давала интервью и появлялась на телевидении, поэтому на сочинение новых песен времени совсем не осталось. В конце 1967-го, когда началась работа над "Waiting for the Sun", на руках у Doors были лишь две композиции: антивоенное высказывание Джима "The Unknown Soldier", написанное им в качестве ответа на боевые действия во Вьетнаме, и "Spanish Caravan" - дань уважения прошлому гитариста Робби Кригера, который начинал с исполнения фламенко.

Официальный клип на "The Unknown Soldier", снятый группой в феврале 1968 г.

Исполнение "Spanish Caravan" во время европейских гастролей The Doors в сентябре 1968 г.

Остальное же пришлось собирать с миру по нитке. The Doors не оставалось ничего, кроме как обратиться к своему раннему репертуару и старым записным книжкам Джима Моррисона, где было еще много стихотворений. В результате новый треклист "Waiting for the Sun" по большей части состоял либо из ранее неиспользованных песен, либо из тех, которые возникли еще на заре существования группы, но до которых до сих пор не доходили руки.

Один из самых успешных хитов The Doors "Hello, I Love You" был сочинен Джимом еще тогда, когда он проигрывал у себя в голове воображаемый рок-концерт, бродя по пустынным пляжам Вениса в 1965-м. Первая же демозапись песни была сделана в том же году в "World Pacific Studios", еще до того как к группе присоединился Робби Кригер.

Мягкая баллада "Love Street" была написана Моррисоном, когда он жил в местечке в Лос-Анджелесе под названием Лорел Каньон, и адресовывалась Памеле Курсон.

В Лорел Каньоне было сделано и фото для обложки. Фотограф - Пол Феррара
В Лорел Каньоне было сделано и фото для обложки. Фотограф - Пол Феррара

"Summer Almoust Gone" также хранилась еще со времен сессий в "World Pacific Studios" и была сочинена под явным влиянием сёрф-рока, так как Джим Моррисон всегда называл себя поклонником Брайана Уилсона из The Beach Boys.

"We Could Be So Good Together", еще одна из первых песен Джима, вообще была записана во время работы над предыдущим альбомом "Strange Days" и изначально даже была включена в список композиций для этой пластинки.

Примечательно, что песня "Waiting for the Sun" так в итоговый вариант альбома и не вошла, так как была отвергнута по непонятным причинам. Поэтому от нее осталось лишь одно название, а сам трек позже перекочевал на альбом "Morrison Hotel" (1970).

Аранжировки к песням приходилось придумывать прямо в студии, что существенно растягивало время работы над альбомом и, соответственно, увеличивало стоимость его записи. Вследствие этого группе порой приходилось идти на различного рода ухищрения. Так, от музыкального сопровождения к "My Wild Love" было решено вообще отказаться и спеть ее а капелла. Фоном же были записаны лишь ритмичные притоптывания и хлопки, для чего была задействована вся группа, а также звукорежиссер Билли Джеймс вместе со своим сыном.

Однако даже запись коротеньких двухминутных песен не проходила гладко. Все осложнялось возраставшим с каждым днем пьянством Джима Моррисона, который, начиная работать над "Waiting for the Sun" вполне заряженным, в какой-то момент потерял интерес к альбому и все больше появлялся в студии в нетрезвом виде в сопровождении своих собутыльников. Однажды, будучи возмущенным ужасным поведением Моррисона, из группы даже попытался уйти барабанщик Джон Денсмор. Вносил свои коррективы и продюсер Пол Ротшильд, известный своим граничащим с безумием перфекционизмом. Каждая песня на альбоме в среднем записывалась за 20 дублей, а для создания "The Unknown Soldier" потребовалось целых 130 попыток.

В итоге многострадальный "Waiting for the Sun" все же был доведен до ума и выпущен 3 июля 1968 года, аккурат за несколько дней до знаменитого концерта The Doors в "Hollywood Bowl". Поклонники с нетерпением ждали нового релиза группы, сделав на него около полумиллиона предварительных заявок. Однако примем "Waiting for the Sun" оказался смешанным. На пластинку тут же обрушился целый шквал критики: альбом называли претенциозным, обвиняли в неровности и в отсутствии на нем музыкального роста. Рецензент журнала Rolling Stone писал, что "если новая запись и не ужасная, то и не особо захватывающая тоже".

Впрочем, это никак не помешало "Waiting for the Sun" добиться коммерческого успеха - было продано более 7 миллионов копий пластинки. Ирония состояла еще и в том, что "Waiting for the Sun" стал единственным альбомом The Doors, который добрался до первой строчки в американских чартах. А его главный хит "Hello, I Love You" оказался вторым и последним после "Light My Fire" синглом группы №1. Так что был ли это такой уж провал - вопрос открытый.

Для меня же "Waiting for the Sun" остается очень крепким альбомом, одним из лучших у Doors, вершиной психоделии в их творчестве. Был бы он лучше в том виде, в каком его задумывали первоначально, сказать сложно. Во всяком случае, теперь ни для кого не составляет труда ознакомиться с не вошедшим в него материалом. А так, переделанная пластинка подарила нам много нового. Признаться честно, я очень люблю музыкальное разнообразие на альбомах. И на "Waiting for the Sun" можно найти все: от яростной антивоенной "Five To One", на которой Джим Моррисон блистательно продемонстрировал стиль пьяного мастера, до зимнего вальса с клавесинным проигрышем "Wintertime Love", электризованного фламенко "Spanish Caravan" и по-настоящему трогательных интимных моментов "Yes, The River Knows".

Читайте также:

Музыка
119,3K интересуются