Найти тему
Твой Информ

Зря ругают молодёжь

Молодой животновод - 24-летний Начын Ооржак.
Молодой животновод - 24-летний Начын Ооржак.

Тува - один из самых молодых регионов России. 31 процент населения республики - это молодёжь в возрасте от 14 до 35 лет, то есть почти 103 тысячи человек. Большая часть молодёжи Тувы - 58 процентов - живут, учатся и работают в Кызыле. С этим не поспоришь, в столице находятся главные колледжи и единственный университет региона, да и работу найти проще.

Кто же тогда живёт в селе? Какая молодёжь строит свою жизнь в маленьких посёлках или даже чабанских стоянках? Ответим: неплохая, а зачастую и более ответственная, и здравомыслящая, чем в городе. Сегодня мы познакомим вас с одним из таких молодых людей.

Широкая Саглынская степь, воспетая в народной песне, - место, созданное природой и высшими силами для бесчисленных отар, табунов и стад. Здесь не бывает слишком холодно или слишком жарко. Вода есть всегда — из ручейков, спускающихся с ледников, а редкая растительность имеет свойства настолько удивительные, что пучок саглынской травы можно сравнить с охапкой сена.

-2

На этой широкой степи, с одного конца которой невозможно увидеть другой, располагаются стоянки чабанов муниципального предприятия "Адарган". Выращивают овец, лошадей, есть даже отара кошкаров (баранов-производителей). В МУП "Адарган" 15 чабанов. Только четверым из них доверили ухаживать за яками. Среди них самый молодой животновод - 24-летний Начын Ооржак. Он вырос в юрте, помогая родителям-овцеводам, так же работающим на МУП ещё со времён совхоза. В январе этого года Начын взял под свою ответственность 140 яков.

-3

"140 голов считается большим стадом для наших земель. Родители, братья помогают, поэтому успеваю. Взял я кастрированных бычков, про отёл и беспокоиться не надо. А выбрал яков потому, что у нас в семье уже есть табун лошадей, яков никогда не было. Разницы с другим скотом, лично для меня, нет никакой. Встаёшь ещё до рассвета и идёшь к стаду. Яки у юрты не задерживаются, уходят далеко. В любом случае загон нужен, построю скоро. Пока никаких проблем. Соль есть, она необходима якам. Вода рядом. Перевыпаса за пределы государственной границы мы не допускаем, хотя она тут совсем рядом. За стадом нужен глаз да глаз. Не усмотришь с утра, уйдут за пару часов на 5-6 километров. Хорошо, про скотокрадов мы здесь не слышали, далеко живём", - говорит Начын.

Как рассказал молодой яковод, с животными нужно быть осторожным. Нрав у них дикий. Каждого сарлыка нужно приучать к себе. Кстати, привыкли яки и к железному коню Начына — мотоциклу. У местных чабанов это не редкость. Мотоцикл помогает преодолевать бесконечные саглынские просторы. "Ко мне сарлыки уже привыкли. Вечером собираю стадо на мотоцикле и пригоняю к юрте. Тут они и ночуют. Утром — снова на пастбище. Спать до обеда и яки — это несовместимо. Взял яков — нужно быть сильным и ловким. Может и девушка управиться, главное — характер и трудолюбие".

-4

Между тем, у Начына целых три профессии, причём очень полезных в наше время: электрика, охранника и автомеханика. Заработать на жизнь в городе мог бы точно. Но душа потянула парня в родную степь Саглы. На вопрос, почему не остался в городе, отвечает просто: "А кто же будет родителям со скотом помогать? У меня ведь младшие есть, когда начинается школа, мама с ними в селе. Да и отец уже немолод. Во время окота я обязательно должен быть здесь".

Этим летом Начын Ооржак планирует поступить в высшее учебное заведение по направлению сельского хозяйства. Скорее всего, на сельскохозяйственный факультет Тувинского госуниверситета. Свой выбор — связать жизнь с сельским хозяйством — объясняет так: "Каждый решает сам, как ему жить и чего добиваться. Мне хочется помогать своей семье и быть хозяином на родной земле. Хочу, чтоб Саглынская степь, как и раньше, была полна отар и стад".

-5

Зря ругают молодёжь. Есть среди неё и такие, как Начын Ооржак.

Алдынай Салчак

Фото автора

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц