Найти тему
Ольга Осипенко

Как запустить речь. Действенный совет от известного нейропсихолога

К сожалению, неговорящих детей  в возрасте 2-3 лет становится все больше. 

Со своим сыном я столкнулась с такой проблемой - он произносил почти все звуки, произносил слова слогами, но речь долго не запускалась. То есть, не было слов из трёх слогов и предложений. Я много чего делала для развития его речи, даже писала об этом статью тут, и в общем и целом после двух лет пошли простые предложения, после 2,5 - совсем сложные. Сейчас ему  3,8, у него большой словарный запас благодаря книгам и развивающим занятиям, но все равно есть запинки, и нет всех звуков по возрасту. Поэтому мы продолжаем заниматься дома и наблюдаемся у логопеда, чтобы с 4-4,5 лет уже заниматься с ним. Пока нам сказали не спешить. 

И самое главное-до сих пор у него нет чувства ритма! А именно это мешает нормальному развитию речи. Ему сложно прочитать стих. И я буквально недавно, когда училась на курсе по детской нейропсихологии, услышала очень хороший совет выдающегося отечественного нейропсихолога, доктора наук, профессора Татьяны Визель.

Забегая вперёд, скажу, что мы даже сейчас будем следовать этой рекомендации, несмотря на то, что речь запущена. А с неговорящими детьми это нужно делать тем более!  

За звуки и ритм отвечают разные полушария. Бывает так, что у ребёнка хороший артикуляционных аппарат, он вас слышит, все понимает, произносит отдельно все звуки, но не говорит ни в два, ни в три года. Ну, может быть, отдельные короткие слова и слова-заменители (заместители), типа "ку-ку", "би-би".

Можно провести простой тест - попросить ребёнка повторить за вами простейший ритм (постучать по столу несколько раз ровно так, как вы постучали). Если малыш не может повторить - то скорее всего у него нарушено чувство ритма. Нет этого чувства - нет фраз, предложений, стихов. 

Когда ребёнок рождается - то, особенно в первый год, нормальную работу его мозга закладывают ритмы: качения в разные стороны, прибаутки, потешки, стихи, песни, игры с погремушками и стучалками. Если все идёт нормально - то и речь развивается хорошо. Если нет качаний, нет стихов - то у ребёнка нет той самой ритмичной основы, которая нужна для речи.

Опять вернусь к своему примеру. Я, конечно, и качала, и стучала в барабаны, погремушки, читала много стихов, но так как, видимо, произошло какое-то нарушение или во время беременности или во время родов, то чувство ритма до сих пор у ребёнка слабое. Он запоминает текст стихотворения, но рассказывает его очень плохо, не ритмично, заменяя целые фразы прозой. 

То есть, таким детям, как мой сын-нужно ещё больше ритма в жизни. Каждый день нужно играть в игры с барабаном, или с другими детскими музыкальными инструментами, да просто хлопать в ладоши при чтении стихов. Этого должно быть очень и очень много. 

Как говорит Визель: «взять бубен, и целый день ходить с ним и стучать».

Мы так делаем две недели подряд, и я уже вижу сдвиги в лучшую сторону. По крайней мере, он начал стараться мне подражать. Раньше я могла замотивировать ребёнка на такие занятия. Ведь мы понимаем, что раз у ребёнка не получается, то он и не будет стремиться повторять задание.

Поэтому нужна здравая настойчивость и игровой подход. 

Что делать родителям детей до года.

Как я написала выше - выучить наизусть потешки, прибаутки, качать ребёнка, играть в игры типа «ехали ехали в лес за орехами, в ямку бух» (тут ритм обеспечивается и качанием, и стихом). 

Большой список потешек был тут.

Детям от года предлагать логоритмику. Или стихи с движениями. 

Тоже были примеры на канале. Даю ссылку.

Элементарно - те же «ладушки», «мишка косолапый по лесу идёт» и другие. 

Есть сайт с песенками Железновых, называется «музыка с мамой»- тоже очень полезные песенки. Если набрать в интернете «логоритмика»-найдёте массу примеров. И это нужно всем детям, даже которые уже начинают говорить. Просто для улучшения работы мозга. А уж если ребёнок не разговаривает - то тем более. Нужен и барабан, и бубен, стихи, песни, танцы, и стихи с движениями.

Знаю по своему ребёнку - логоритмика ему давалась нелегко, поэтому я быстро сдавалась. Ну не повторяет ребёнок, и ладно. А сейчас я понимаю, что сдаваться не нужно, но, понятно, что не ругаться и не заставлять. Спустя время постоянных примеров со стороны мамы, ребёнок подтягивается к чтению стихов, к танцам и игре на музыкальных инструментах. 

Попробуйте, обязательно делитесь результатами в комментариях. Пусть больше мам будут знать, как помочь своему малышу.

Также приглашаю у своей Инстаграм, там более оперативная информация @_olgaosipenko_

Мой сайт и новая разработка - сборник простых занятий, нацеленных на гармоничное и всестороннее развитие ребенка с помощью искусства http://olga_ranneerazvitie.tilda.ws