Основной проблемой в погоне за немецким линкором "Бисмарк" было то, что он постоянно ускользал от преследования, а погода была не самой хорошей для нормальной работы авиации. После гибели линейного крейсера "Худ", потопление "Бисмарка" стало для британцев делом чести. В ненастье Атлантического океана, основным надежным способом слежения за "Бисмарком" был радиолокационный контакт, который осуществляла пара британских тяжелых крейсеров "Саффолк" и "Норфолк". Они вели слежку сменяясь и именно "Саффолк" мог стать виновником того, что "Бисмарк" ускользнул и ушел от возмездия. В ночь на 26 мая 1941 года, имея устойчивый контакт с беглецом, командир крейсера отдает приказ идти противолодочным зигзагом, опасаясь атак подводных лодок. Данный страх дорого обошелся, последний контакт с "Бисмарком" был зафиксирован в 03:06 и все, контакт пропал.
Ситуацию спас гидросамолет Z209, 209-я эскадрильи британского Берегового командования, вылетевший на разведку с озера Лох-Эри в Ирландии. Это была летающая лодка "Каталина", так ее называли в Англии и это имя закрепилось за ней в истории, на самом деле эта американская амфибия имела обозначение PBY-5 Консолидейтед. Имя "Каталина", для обозначения американского самолета, британцы взяли от названия острова-курорта у побережья Калифорнии. В этом полете экипаж состоял из британского и американского пилотов, видимо попутно шел процесс обучения на новую технику. В 10:30 они замечают нефтяной след, который в 10:45 приводит их к "Бисмарку". Нефтяной след шел из поврежденных носовых цистерн линкора, данное повреждение он получил в результате попаданий двух снарядов с «Prince of Wales» 24 мая. Облет линкора сопровождался эффектным фейерверком исполняемым его средствами ПВО, что не позволило сделать с ним нормальное селфи и после легкой перфорации обшивки "Каталины", вынудило ее улететь. Но теперь был точно известен генеральный курс "Бисмарка" он шел на французский Брест. С этого момента британцы "Бисмарк" не отпускали и вскоре торпеда Mk-XII с британского торпедоносца повредила его руль, чем обрекла его на гибель.
Летающая лодка "Каталина" стала надежной рабочей лошадкой и глазами флота британского,американского и не только, хотя перед началом войны стоял вопрос о ее замене, как устаревшей. С самого начала разработки она позиционировалась как патрульный самолет, ее первый полет состоялся в 1935 году, а к 1939 она осталась на конвейере только благодаря заказам от Англии, Канады и Австралии. Грянувшая война, всерьез поменяла приоритеты, даже ВМС США заказали еще 200 машин, усомнившись в новинках шедшим им на замену.
"Каталина" очень симпатичная машина, кстати она летает до сих пор, а главное надежная и комфортная, что очень важно для морской авиации, летающей над безбрежными океанскими просторами. Впрочем, после всех комплиментов, стоит сказать, что в "Каталине" было спокойно, пока не появлялись истребители противника. Конечно оборонительные турели, одна в носовой части с двумя 7,62 миллиметровыми пулеметами и две бортовых с одиночными 12,7 миллиметра, оставляли шанс отбиться, но низкая скорость в 288 километров в час, делала этот шанс очень маленьким. Отсутствовало и серьезное бронирование, зато бомб глубинных, или мин, или обычных бомб, "Каталина" могла тащить целую тонну, плюс 814 кило. Для подводных лодок и небольших кораблей "Каталина" была страшным противником. Впрочем, помимо военных операция "Каталина" здорово подходила и часто использовалась для спасательных операций. В фильме "Крейсер" как раз показана работа "Каталины" в спасательной операции.
Кто знает, но может быть, если бы не тот вылет "Каталины", у "Бисмарка" бы появился шанс дойти до Бреста.