Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Академик Иван Петрович Павлов известен, кажется, даже тем, кто бесконечно далек от науки. Во всяком случае, выражение "собака Павлова" живет в народе и сейчас. Знаменитый ученый, лауреат Нобелевской премии по медицине и физиологии, Павлов был очень популярен в советское время, в которое ему пришлось жить в свои последние годы.
Надо сказать, что советское правительство, не в пример царскому, сделало все, чтобы у Павлова были прекрасные условия для работы. Идеи марксизма были чужды Ивану Петровичу и, более того, он не боялся критически высказываться против советской власти, но это не помешало советской пропаганде создать нужный ей имидж ученого.
Внешность Павлова, особенно в пожилом возрасте, была просто идеальной для образа великого ученого, интеллигента старой закалки, принявшего советский строй. Именно такими представляли себе настоящих профессоров обычные люди: седобородый, в очках, с благородным лицом и добрыми глазами. Не удивительно, что художники любили изображать Павлова.
Самым известным и талантливым произведением, отразившим его облик, стала картина Михаила Нестерова. На его портрете академик сидит за столом, в профиль, а его руки, энергично сжатые в кулаки, лежат на столе. Этот жест многое говорит об ученом и очень точно схвачен художником. Годы годами, но Павлов показан полным сил и планов, готовым к борьбе и новым свершениям. Таким он и был.
Картины других художников, имена которых в большинстве случаев даже трудно назвать, так как я не нашла этих сведений, обычно показывают Ивана Павлова в окружении студентов, слушателей, или, как на картине Руднева, в компании Максима Горького. Везде академик - в центре внимания и абсолютно узнаваем благодаря своей белой бороде и характерному выражению лица, придающему ему сходство с Дедом Морозом.
Павлов был энтузиастом науки, и политика интересовала его постольку, поскольку она помогала или мешала его исследованиям.
Он не был убежденным монархистом или республиканцем, но, как любой порядочный и умный человек, хотел только, чтобы власть была человечной, чтобы она решала реальные проблемы общества, помогала людям, не усугубляла пропасть между социальными слоями. Его аналитический ум прекрасно видел и слабость и ничтожность Николая II, и аморфность Временного правительства (называл Керенского соплей во главе государства), и недостатки большевистской власти, которая, как он говорил, "ведет народ к одичанию".
Когда пришла Советская власть, ЧК дважды арестовывала Ивана Петровича как контрреволюционный элемент. Оба раза из тюрьмы академика вытаскивал нарком просвещения Луначарский. В те годы он вообще многим помог. Значение Павлова для науки он прекрасно понимал, ведь это был единственный русский ученый - лауреат Нобелевской премии (Иван Петрович получил ее в 1904 году). Он был всемирно известен, и его притеснение, а тем более расстрел, могли очень плохо сказаться на имидже Советской власти, которая пропагандировала себя как поборника образования и науки.
Когда революционные головы поостыли, не только Луначарский стал понимать это. Советской власти было выгодно оставить Павлова в стране и создать ему условия лучше, чем они были бы на Западе. Академик не был ярым антисоветчиком, главной для него была научная деятельность. Так что все образовалось к взаимному удовольствию. Павлов занимался своим любимым делом, а Советская власть могла кому угодно предъявить ученого с мировым именем, который получал от нее все, что ему было нужно для научной работы.
Почитайте еще на моем канале:
Как Дмитрий Шостакович балансировал над пропастью
Отражает ли образ Иосифа Бродского в искусстве его реальную личность?
В блоге мужа:
Три причины, по которым я хочу посетить Британский музей