В 2020 году пандемия коронавируса больно ударила по многим странам, чей бюджет зависит от поступлений за транзит различных грузов через их территорию. Не составила исключения и Латвия, ухитрившаяся потерять целых 28% процентов от всего грузопотока через свои порты и железную дорогу. Причем, особенно впечатлящими оказались потери угольного потока — почти на целых 80%! И власти этой маленькой, но гордой прибалтийской страны были сильно озабочены этим фактом, однако, им следовало бы признать — здесь виноват отнюдь не один только Covid-19. Во многом эта тенденция стала логическим продолжением последствий проводящегося уже три десятилетия антироссийского курса, приведшего к перенаправлению грузовых потоков в Европу из России в порты Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Латвия его теряет! В смысле — транзит
А в последние месяцы к этому добавились еще и результаты бойкота прибалтийского направления со стороны Белоруссии, властям которой крайне не понравилось активное вмешательство Латвии и ее соседей в свои внутренние дела. Поэтому они также начали перенаправлять свой грузопоток через территорию восточного союзника, который с удовольствием предоставляет под него свои транспортно-транзитные мощности. Ну а латвийским же грузоперевозчикам теперь придется искать новых клиентов с новыми грузами и при этом понимать, что найти их удастся не только лишь всем. И многим придется попросту переквалифицироваться если не в управдомы, то в другие профессии.
Кстати, министр сообщений Латвии Талис Линкайтс был вынужден признать, что поток следующих из Белоруссии транзитных грузов может сократиться еще больше. И статистика подтверждает это — с января по май 2021 года латвийские порты обработали примерно на 10% меньше грузов, чем за тот же период 2020 года. Почти на столько же — 9.6% упал и оборот железой дороги. Да, конечно же полностью транзит не прекратится — хотя бы потому, что есть некоторых объемы местных грузов и поставок из других стран. Вот только их доля сравнительно небольшая и спасти положение никак не сможет.
Всего на транспорте Латвии в начале 2021 года работала примерно 71 тысяча человек. Для страны с населением 1.86 млн человек (а возможно, еще и меньшим — это официальные данные) это много и если хотя бы треть и тем более половина из них потеряет работу, это будет очень болезненный для экономики удар.
Что делать, что делать? Сушить.. весла!
Вот и пытаются латвийские власти выкручиваться, повышая привлекательность своих транспортных услуг посредством снижения расценок на них и предоставления других льгот. Но несмотря на все усилия, восстановить прежние объемы уже невозможно и приходится прилагать усилия для того, что бы просто обеспечить элементарное выживание отрасли. Единственная реальная надежда — на авиационные грузоперевозки, которые сегодня развиваются достаточно быстро из-за той же пандемии. Так, латвийский министр сообщал о строительстве в Рижском аэропорту комплекса всемирно известной компании DHL, который станет распределительным региональным хабом. Такие же центры стоят и некоторые другие, более скромные авиакомпании. Но в любом случае, все это — просто капля в море, существовать позволит, а вот нормально жить и развиваться — уже нет.
Тем более, что в конце прошлого года являющийся губернатором Ленинградской области Александр Дрозденко сообщил, что уже совсем скоро — к 2025 году Россия будет в состоянии перенаправить все свои грузы из прибалтийских стран в собственные порты. И судя по тому, что темпы строительства объектов в ставшем крупнейшим на Балтике порту Усть-Луга не снижаются, это вполне реально. Более того, он сможет обрабатывать и весь белорусский транзит, которой уже и так бьет все рекорды по скорости своего прироста. А значит, останутся Латвии и прочим бывшим «прибалтийским тиграм» только транзитные объедки и ничего больше.
Что же, вполне логичный и главное — заслуженный итог десятилетий русофобской политики, замешанной на полном отсутствии здравого смысла и элементарной логики. И теперь Прибалтика в экономическом плане оказалась совершенно не нужна никому — ни России, ни тем более западным «партнерам».