Найти тему
Правый курс

Латвийский транзит продолжает падать. Власти недовольны, но сделать ничего не могут

В 2020 году пандемия коронавируса больно ударила по многим странам, чей бюджет зависит от поступлений за транзит различных грузов через их территорию. Не составила исключения и Латвия, ухитрившаяся потерять целых 28% процентов от всего грузопотока через свои порты и железную дорогу. Причем, особенно впечатлящими оказались потери угольного потока — почти на целых 80%! И власти этой маленькой, но гордой прибалтийской страны были сильно озабочены этим фактом, однако, им следовало бы признать — здесь виноват отнюдь не один только Covid-19. Во многом эта тенденция стала логическим продолжением последствий проводящегося уже три десятилетия антироссийского курса, приведшего к перенаправлению грузовых потоков в Европу из России в порты Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В Рижском порту с судами сегодня совсем не густо
В Рижском порту с судами сегодня совсем не густо

Латвия его теряет! В смысле — транзит

А в последние месяцы к этому добавились еще и результаты бойкота прибалтийского направления со стороны Белоруссии, властям которой крайне не понравилось активное вмешательство Латвии и ее соседей в свои внутренние дела. Поэтому они также начали перенаправлять свой грузопоток через территорию восточного союзника, который с удовольствием предоставляет под него свои транспортно-транзитные мощности. Ну а латвийским же грузоперевозчикам теперь придется искать новых клиентов с новыми грузами и при этом понимать, что найти их удастся не только лишь всем. И многим придется попросту переквалифицироваться если не в управдомы, то в другие профессии.

На Латвийской железной дороге сегодня отнюдь не оживленно
На Латвийской железной дороге сегодня отнюдь не оживленно

Кстати, министр сообщений Латвии Талис Линкайтс был вынужден признать, что поток следующих из Белоруссии транзитных грузов может сократиться еще больше. И статистика подтверждает это — с января по май 2021 года латвийские порты обработали примерно на 10% меньше грузов, чем за тот же период 2020 года. Почти на столько же — 9.6% упал и оборот железой дороги. Да, конечно же полностью транзит не прекратится — хотя бы потому, что есть некоторых объемы местных грузов и поставок из других стран. Вот только их доля сравнительно небольшая и спасти положение никак не сможет.

Всего на транспорте Латвии в начале 2021 года работала примерно 71 тысяча человек. Для страны с населением 1.86 млн человек (а возможно, еще и меньшим — это официальные данные) это много и если хотя бы треть и тем более половина из них потеряет работу, это будет очень болезненный для экономики удар.

Что делать, что делать? Сушить.. весла!

Вот и пытаются латвийские власти выкручиваться, повышая привлекательность своих транспортных услуг посредством снижения расценок на них и предоставления других льгот. Но несмотря на все усилия, восстановить прежние объемы уже невозможно и приходится прилагать усилия для того, что бы просто обеспечить элементарное выживание отрасли. Единственная реальная надежда — на авиационные грузоперевозки, которые сегодня развиваются достаточно быстро из-за той же пандемии. Так, латвийский министр сообщал о строительстве в Рижском аэропорту комплекса всемирно известной компании DHL, который станет распределительным региональным хабом. Такие же центры стоят и некоторые другие, более скромные авиакомпании. Но в любом случае, все это — просто капля в море, существовать позволит, а вот нормально жить и развиваться — уже нет.

Рижский аэпропорт не поможет вернуть прежний транзит
Рижский аэпропорт не поможет вернуть прежний транзит

Тем более, что в конце прошлого года являющийся губернатором Ленинградской области Александр Дрозденко сообщил, что уже совсем скоро — к 2025 году Россия будет в состоянии перенаправить все свои грузы из прибалтийских стран в собственные порты. И судя по тому, что темпы строительства объектов в ставшем крупнейшим на Балтике порту Усть-Луга не снижаются, это вполне реально. Более того, он сможет обрабатывать и весь белорусский транзит, которой уже и так бьет все рекорды по скорости своего прироста. А значит, останутся Латвии и прочим бывшим «прибалтийским тиграм» только транзитные объедки и ничего больше.

Усть-Луга через 4 года заменит все прибалтийские порты
Усть-Луга через 4 года заменит все прибалтийские порты

Что же, вполне логичный и главное — заслуженный итог десятилетий русофобской политики, замешанной на полном отсутствии здравого смысла и элементарной логики. И теперь Прибалтика в экономическом плане оказалась совершенно не нужна никому — ни России, ни тем более западным «партнерам».