Компактный магнитофон SONY TC-55 из начала 70-х
Новый обитатель моего зоопарка Sony TC-55, модель начала 70-х. Недавно приехал из Германии.
Эта модель была своего рода «наследником» TC-50, который был знаменит тем, что их выдавали американским астронавтам, чтобы они в космосе могли записывать умные мысли, которые обязательно будут приходить в голову, а заодно послушать музыку.
В результате продажи Sony, конечно, сильно выросли.
Даже сейчас продавцы (например на ebay) позиционируют свой товар как космическую технику NASA.
Дизайн TC-50 действительно, на мой взгляд, военно-промышленный.
Для своего времени этот аппарат действительно был довольно инновационным.
Так вот, о “наследнике”, TC-55.
При своих размерах магнитофончик довольно тяжелый, 800 г., почти килограмм. Работает от батареек, аккумулятора или внешнего блока питания 6В. За счет приличной толщины (почти 4 см) он надежно стоит на столе в вертикальном положении. Именно в именно такое положение, видимо, и является рабочим, так как динамик находится под кассетным отсеком, а относительно тугие кнопки управления — сверху.
В качестве «наследства» TC-55 получил ЛПМ с двумя маховиками (тонвал один), что позволяет уверенно пользоваться аппаратом не только в условиях покоя, но и на ходу.
Функциональность, на мой взгляд, довольно продвинутая для своего времени.
Автостоп. Контактный, Не полный, на перемотках не работает.
На фото датчик помечен стрелкой. Для меня такое решение несколько странно, так как у Sony уже был свой, пусть несколько «замороченный», но нормально работающий полный автостоп. Эта же конструкция понятно, проще и дешевле, но и функциональность при этом страдает.
Датчик этот немного тугой, поэтому для уверенного срабатывания требуется относительно большее усилие натяжения. Так как это усилие развивается не на самой ленте, а на более прочном и толстом ракорде, ничего особо страшного не происходит.
Только тут есть одно «но». У разных кассет ракорды разные. У некоторых кассет ракорды более гладкие, и тонвал начинает проскальзывать, не развивая достаточного для срабатывания автостопа усилия. У других кассет ракорд либо более тонкий, либо более «шершавый» и автостоп уверенно срабатывает. Возможно, в то время такого разброса не было и проблема не возникала.
Увеличивать же силу, с которой к тонвалу прижимается резиновый ролик нет смысла, так как увеличится нагрузка на подшипник скольжения тонвала.
Есть так же режим паузы, он чисто электрический. В режиме паузы просто разрывается цепь питания двигателя. Прижимной ролик не отводится. Так же пауза работает и у более поздней модели TC-150 (про нее тоже есть статья).
При работе с микрофоном для уменьшения уровня шумов можно искусственно сузить частотный диапазон. Есть переключатель «речь-музыка» для режима записи. Вместо головки стирания используется постоянный магнит, поэтому ожидать высокого качества записи, все равно,по теперешним меркам ,не стоит. Но это все таки начало 70-х.
Сам аппарат, несмотря на почтенный возраст, имеет очень хорошее косметическое состояние, очень чистый снаружи и внутри. Видимо, его даже и не открывали. Продавался он как неисправный. По сути, так оно и было.
При нажатии на кнопки управления ни рабочий ход, ни перемотки не работали.
Возраст. Да. Резиновые пассики столько не живут. Надо менять.
Замена пассика привода тонвала и подкассетников сложностей не вызывает. Надо снять обозначенную стрелкой опору маховиков, отвинтив 2 винта.
Определенный трудности вызывает замена пассика привода счетчика. Просто так это пассик не установить, так через него проходят провода. Для этого либо надо отпаивать провода, устанавливать пассик и припаивать провода обратно. (Как у М. Жвенецкого. Кофе могу подать себе в постель. Но для этого надо встать, одеться, приготовить, подать, раздеться, лечь и выпить).
Либо (и это не шутка, видел такой ролик на YouTube) пассик, установить и потом склеить обратно.
К счастью, этот пассик оказался вполне нормальным и ни того ни другого делать не пришлось.
Заменить пришлось только растянувшийся пассик привода маховиков (тонвала) и пассик перемотки - подмотки. Всего их 4.
Но, как оказалось, это не все. Самое неприятное было потом.
Видимо аппарат долго не использовали, и высохла или загустела смазка в узле приемного подкассетника. В современных устройствах снятие этого узле особых трудностей не представляет. Но с стремлении сделать «неубиваемую» конструкцию инженеры превзошли сами себя. Просто так этот узел не разбирается.
Сама «звездочка» , которая крутит приемную катушку в кассете, снимается легко, но под ней запрессованный зубчатый шкив, снять который без специального приспособления не представляется возможным.
Кстати, на тонвале таким же образом закреплена шестеренка привода автостопа (красная стрелка) и процесс смазки тонвала тоже должен быть непростым.
Но оказалось все проще. Так как это техника из 70-х, то и предполагается использование приемов из тех же времен.
Пара капель обычного машинного масла в зазор , на который указывает стрелка и через некоторое время масло естественным образом попадает внутрь пары скольжения. И проблема решена. Подкассетник снова легко и плавно вращается.
Единственно, что неприятно, потерялась пара мелких винтов. Пришлось заказывать на ebay наборчик с мелкими винтами разных размеров.
Что интересно, кассета с аккумуляторами оказалась оказалась точно такая же как у TC-D6.
Естественно, «родные» аккумуляторы разрушились от времени и вместо них надо устанавливать либо батарейки, либо современные аккумуляторы форм-фактора АА.
Звук. Ожидать какое то качество звука от такого динамика было бы неправильно.
Поэтому качество звука от встроенного динамика вполне ожидаемо. Не Hi-Fi, но лучше, чем у современных телефонов или ноутбуков.