В 2001 году критики полили "Амели" грязью, зато зрители так полюбили, что она во вторую неделю проката собрал больше, чем в первую. Потом получила 5 номинаций на "Оскар" и кучу наград в Европе. 20 лет назад фильм показался мне просто забавным. Сегодня я его пересмотрел и пришёл к выводу, что это типичная французская мелодрама. Но тогда откуда к ней столько внимания?
"Чужой 4: Воскрешение". Так называется предыдущий фильм режиссёра. Настолько неудачный, что даже "Чужой: Завет" по сравнению с ним не кажется таким уж плохим. В прокате не окупился, фанатам не понравился, ну и так далее. Короче, Жан-Пьер Жёне вернулся во Францию зализывать раны и решил снять "Амели". Мелодрама о девочке, у которой довольно унылая жизнь, но она не унывает и старается делать добро. Всё такое милое, за кадром французская музыка, приятно снято и так далее. Типичное французское кино, такие штампуют пачками. Ах, Жоржетта любит Даниэля, но Даниэль любит Изабель, а Изабель смотрит на Пьера, который живёт с мамой, у которой есть милая собачка, которая в конце всех очень смешно помирит, и женщины в зале будут плакать.
Да, я терпеть не могу мелодрамы. И всё же "Амели" отличается от других, иначе её бы так не любили. Во-первых, персонажи. Здесь нет проходных героев, каждый проработан ровно настолько, чтобы вам запомниться. Пусть даже о нём сказали всего пару слов – это будут такие слова, что вы улыбнётесь, и будете ждать его следующего появления на экране. Продавцы в овощной лавке, хрупкий старичок, официантки и ревнивый мужик в кафе, парнишка, работающий в магазине для взрослых. Даже персонаж, которому Амели возвращает коробочку с его детскими игрушками – и тот запоминается. Режиссёр фильма создавал этих героев на основе знакомых ему людей, потому они и получились такими живыми.
Во-вторых, атмосфера магии. Нечто похожее (но гораздо лучше) провернул в своём фильме Бен Стиллер, когда снял "Невероятную жизнь Уолтера Митти". Там тоже был минимум спецэффектов, но они использовались, чтобы показать, как окружающий мир реагирует на главного героя. Тексты сообщений, появляющиеся в скалах, оживающие постеры и фотографии. У "Амели" мир тоже превращается в пластилин: когда у неё озарение, всё вокруг начинает светиться, когда она расстроена, то медленно растекается, превращаясь в лужу на кафельном полу. А если сердце быстро бьётся в груди, то начинает просвечивать сквозь одежду. Добавим к этому "шутливую" работу оператора, который постоянно всё снимает крупным планом, и актрису Одри Тоту, загримированную так, что она похожа на персонажа мультика со своими огромными щенячьими глазами.
А ещё тёплая цветовая палитра фильма, создающая уютную, домашнюю атмосферу. И так мы получаем картинку, которая вызывает улыбку, даже если на экране толком ничего не происходит. Но если взглянуть на саму историю, то становится ясно, что это просто очередная комедийная мелодрама. Здесь все те же самые Жоржетты, Пьеры и Изабели – такие милые и такие глупые, потому что никак не могут понять, что любят друг друга (томный вздох). Просто их поместили в столь приятный антураж, что проходной фильм вдруг начинает казаться совершенно уникальным и неповторимым.
Это не отменяет того, что создатели поработали на славу. "Амели" и вправду сделана хорошо. Но по факту это просто добрый, приятный фильм на раз, а не шедевр кинематографа, каким его считают. Иногда европейцам удаётся снять фильм "чуть выше среднего", и это производит такой чудовищный резонанс в мире, как будто случилось чудо. Так было, например, с "1+1". Тоже приятная история и хорошо рассказана. Но всё это мы уже видели 10 тысяч раз в других французских, итальянских и испанских фильмах (например, у Альмодовара). А что вы думаете об этом фильме? Оставляйте комментарий, ставьте лайк и подпишитесь на канал, будет много интересного!