Найти в Дзене

Что происходит с виски индустрией сегодня

Одними из самых популярных современных тенденций в обзоре виски являются: качество виски падает и, а вот раньше виски был намного лучше. Так ли это на самом деле или нет. Что имеет место быть, а что нет. Да и в каком направлении движется индустрия виски сейчас. Вот про это у меня появилось пару мыслей, с которыми я хочу поделиться. В дальнейшем будет исключительно моё мнение, которое не претендует на вселенскую истину и т.д. С ним можно и нужно не соглашаться, критикуйте, выражайте своё мнение, мне оно очень интересно.

Итак, начну с качества. И для начала я хочу определить, что подразумевается прежде всего под качеством. Для меня это то, что виски выполнен в соблюдении всех строгих норм и правил, не содержит вредных компонентов, что его можно гарантированно пить без всяких последствий (и тут идёт речь исключительно о небольших дозах, я не призываю глушить бутылками, напиваться и т.д., адекватная норма 25-50 мл, максимум 100, а дальше смысла нет, так как тут дегустация прекращается и начинается пьянка). И в этом аспекте виски от года в год становится качественнее. Всё больше в нём науки и исследований. Все процессы чётко отработаны, на многих предприятиях внедрена полная автоматизация, исключающая фактор человеческой ошибки, сейчас все больше понимают, как работают разные типы бочек, что они дают, что можно получить в итоге. Так что, претензий к качеству быть и не должно. А к чему тогда есть претензии?

А вот претензии сейчас больше всего относятся к уровню виски. И под уровнем я подразумеваю тот органолептический набор ароматов и вкусов, насколько он полон, как виски работает в бокале, насколько он простой или сложный, в общем весь комплекс впечатлений, что мы получаем в процессе потребления виски. И почему именно сейчас у виски фанатов появляются всё больше претензий к снижению уровня виски?

И для начала вспомним, что сейчас индустрия виски это прежде всего бизнес, деньги (впрочем, как и всегда). А сейчас в любом бизнесе главным является маркетинг. И именно маркетологи и задают то, каким должен быть виски. А мастер-блендеры, в дальнейшем, выполняют этот заказ. И что именно сейчас происходит?

Фото сделано автором
Фото сделано автором

Для того чтобы это понять, надо вернуться немного в прошлое, когда в основном виски продавался как бленды, и было немного солодового виски. И тут всё позиционировалось как, начальные бленды, чаще всего молодые, без указания возраста, шли как чисто на побухать и как коктейльный вариант. Более выдержанные, как их разве называли категории Люкс, это уже напобухать с пафосом, даже можно и чистыми, но и в коктейлях тоже ОК. И молты шли как вишенка на торте, для истинных любителей виски, которым интересен характер каждой винокурни. И тогда даже начальные молты были очень хорошего уровня, так как в них шли более выдержанные варианты (это было связано с кризисом перепроизводства в 70-е и 80-е годы прошлого столетия). Именно сейчас на виски дистилляции 60-х и 70-х годов самый большой спрос у истинных знатоков виски.

И вот приходит 21 век, а с ним начинается виски-бум. И тут уже с подачи многих авторов и критиков появляется повышенный интерес к солодовому виски. Понятно, что индустрия перестраивается и начинает больше выпускать молты, и ряд винокурен переходят на 100% выпуск только молтов, без отдачи их для производства блендов. И что мы получаем, что тот практически посредственный по своему уровню молт, который исправлялся в блендах путём смешивания с другими, начал продаваться как есть. И как быть? Тут всегда маркетологи найдут выход. Начальные молты стали продвигаться как виски напобухать и на коктейльный вариант. И по своему уровню они стали спускаться к уровню блендов. В итоге началось масштабное упрощение, начальные бленды становятся проще, в современных объёмах при повышенном спросе надо делать больше и быстрее. Зачем тут делать лучше, есть в коктейлях всё и так сойдёт. Подснизились и более премиальные бленды. А молты начального уровня постепенно двигаются по своему уровню в премиальным блендам. Сейчас они конкурируют с ними по цене, а вот по уровню - вопрос. Но тут опять-таки - запускаем виски снобизм, ведь пить молты это круче. В итоге берём молт по цене бленда, а он и по уровню примерно такой же, чудес же не бывает, никто при тенденции роста спроса и цен не будет продавать продукт более высокого уровня дёшево. И приходим сейчас к тому, что молты начального уровня от без указания возраста до 12 лет - это чисто коктейльные напитки. Их так и продвигают сами компании. Виски до 15 лет становятся просто питейными, которые предназначены чтобы просто пить, а не смаковать. И лишь с 16-18 лет молты начинают быть интересными (раньше в этом возрасте был практически гарантированный около шедевр), чтобы не спеша попить в удовольствие и насладиться только одним драмом. И тенденция на упрощение линеек, на переход на более понятные и простые напитки сейчас наблюдается повсеместно. Лишь единицы винокурен сохраняют выпуск действительно интересного виски и от 10 лет, и даже моложе. Но их всё меньше и меньше, и именно их активно и разбирают виски-маньяки. А спрос на виски всё растёт и растёт. И компании выбрасывают всё больше безликих молтов, финишированных в экзотических бочках, чтобы хоть как-то приправить общий посредственный уровень, выходит множество недоделок с единственной целью, продаваться и засветиться на рынке. А всё почему? А потому что пипл хавает. И маркетологи активно над этим работают. Ведь недорогие начальные молты для компаний делают 60-80% оборота. Значит их надо больше продавать. Можно сделать проще и понятнее, и красиво это преподнести и по своим каналам, и через многочисленных блогеров. В итоге пипл хавает больше, индустрия под этот спрос делает больше. Вот только вопрос - чего? Хороший виски сейчас становится уделом действительно обеспеченных людей, да и тех кто в нём разбирается, ведь цены на виски старше 18 лет весьма высоки. И постепенно это всё больше и больше напоминает события, предшествовавшие кризису Паттисонов, про который я писал в Виски-история: Кризис Паттисонов. И вопрос пока открыт, как долго это всё протянется.

А вы что думаете по этому поводу?

Данный материал не является рекламой, а лишь отображает личное мнение автора, основанное на его дегустационном опыте. Употребляйте крепкие напитки умеренно. Всем отличного настроения! Sláinte!