Найти тему
Svetlana Astrikova "Кофе фея"

Княгиня Мария Гагарина. /Лина Муравьева/...Роскошный портрет и его загадка.

Портрет этот - роскошный и живой, и сам по себе и - поневоле. Он магически прельщает, обольщает и завораживает. Лина Муравьева, Мария Александровна, княгиня Гагарина, внучка придворного врача Гурфельда, дочь Елизаветы Гурфельд, художница, родившая в браке с князем Стурдза -Гагариным / по Высочайшему соизволению присвоена вторая фамилия угасающего рода Гагариных/ четверых детей, блистательная красавица с мягким голосом и твёрдою рукою живописца, в духе жанровых и пейзажных полотен голландцев и французов. Ее работы продавались на европейских больших аукционах, но мы их почти не знаем, они осели в частных коллекциях любителей романтического и загадочного аркадского пейзажа в духе Ватто или Фрагонара.

Тайные тропы ее души так никто и не разгадал, но, занимая при дворе довольно высокое положение: супруг входил в свиту императора, сестра Александра Стурдзы была любимою фрейлиной императрицы Елизаветы Алексеевны, боготворимой семьей Романовых, - Мария могла не стоять в очереди знатных красавиц, чтобы Франсуа Ксавье Винтенхальтер написал ее блестящий портрет, в котором каждая деталь говорит так много.

Датирован портрет 1857 годом, это начало эпохи Александра Второго, в иоде пышные балы и собрания, литературные вечера, воспоминания об эпохе Александра Первого, походе 1812 года, опальных декабристах. Возвращаются из забвения славные имена, на Бородинском поле отстроен первый храм - маленькая часовенка.

У многих дам в ту пору на руке блещут золотые или жемчужные браслеты с медальонами и портретами любимых и ушедших. На руке Лины мог быть тоже такой браслет, подёргивающий красоту ее рук, их плавные, округлые линии. Пальцы тонки и кровь словно бы пульсирует сквозь нежную кожу, сквозь пену кружев и оборок. Именно в кружева прячет она пальцы стараясь утишить волнение. Руки невидимы, руки - истинная тайна портрета.

Одухотворенное лицо, проницательные глаза, наполненные завораживающей и загадочной печалью – весь портрет исполнен мягчайшим лиризмом, словно еле слышная свирельная, пронзительная нота звучит в воздухе, взвиваясь высоко в небеса, как жаворонковая трель, а лепестки чайной розы на груди модели так живо рисуют нам лето в жизни Марии Муравьевой, когда она была влюблена, помолвлена, обручена. Полотно кисти Великолепного Франца, который так щедро выписывал эпоху, нравы и душу в полноте необычайной красок и переливов кружев и шелка, вполне мог быть и свадебным подарком жениху.

 Автопортрет М. А.  Гагариной (?)
Автопортрет М. А. Гагариной (?)

Нить жемчужного ожерелья, что на шее девушки почти невесомо здесь символизирует не только ее чистоту, застенчивость и глубину переживаний, тайные сомнения, но и саму длину жизни, в которой будут не только семейные заботы и светские рауты, но и творчество, творения сердца, души княгини Гагариной – ее картины, акварели, пейзажи.

Саму себя Мария изобразила, как в зеркале, на мягкой акварели позади лиловых кустов вьющихся пышных роз, почти что анфас – она смотрит на возможного зрителя с некоторым лукавством и в то же время – большим достоинством. Мягкая манера портрета напоминает импрессионистскую, эмоциональную кисть, так много жажды нового и мягкого света в этой картине. И пышность зелени, и фигура молодой дамы, все говорит о времени обновления, надежд и свежести, и мы пристально смотрим на акварель. Она как бы опережает свое время. Зовёт в неведомое. Или это только кажется?

 Пейзаж М. А. Гагариной (?)
Пейзаж М. А. Гагариной (?)

Творений ее собственной кисти уцелело совсем немного, но верится, что, хорошо зная труд художника, смысл ремесла, как бы изнутри, княгиня Мария Александровна и сама смогла по достоинству оценить гармоничное великолепие полотна Винтерхальтера, которое через малое скажет так много. Тому, кто захочет рассмотреть , услышать и понять, разумеется.