Часть 6. Христианство в Александрии: в котле противостояния последовательности и истины с ложными и новыми учениями.
Как было отчасти показано в предыдущих частях (и как будет разносторонне показано далее) в Александрии с одной стороны были сделаны важные предпосылки (провиденциально, судя по всему от истинного Бога) для распространения Библейского учения и для восприятия его в различных течениях иудаизма, а потом и среди греков и римлян (и в остальных народах), которые были выращены в философской атмосфере и религиозном синкретизме, и вот с другой стороны Александрия и ее особенности были использованы Лжецом (духом лжи, Сатаной) для насаждения заблуждений, и распространения отступничества от простой истины Писания Божьего, который использовал модные языческие религиозные воззрения и философский аппарат и выкладки, которые в этом египетском мегаполисе как нигде сильнее преобладали и смешивались (особенно что касается неоплатонизма, как упоминалось уже в этой статье...).
В эллинском иудаизме уже было довольно сильное влияние ложных философских идей и теорий, как и языческих учений, и еврейский богослов Филон как и все люди не был застрахован от ошибок и заблуждений, что видно из некоторых его высказываний и воззрений. Но это не помешало ему провести важные и своевременные исследования в отношении "первородного Сына", "Логоса", которого в некоторых трудах и течениях иудаизма второго храма называли "Метатрон" и/или "Михаил" (согласно мессианским пророчествам книги пророка Даниила), архангел, как старшего и ближайшего Сына Божьего, как "главу воинства Господня". Широкое александрийское образование Филона (иудейское и греческое) и любовь, которая была у него и к греч.философам, с одной стороны подталкивало его найти точки соприкосновения, которые он наблюдал так или иначе, между откровениями Танаха ("Ветхий Завет") и греч.мыслью (чтобы донести до них истины Писания или обосновать их), с другой стороны увлекала его в порой запутанные и неоднозначные воззрения и выражения, порождая синкретизм и эклектику. Однако даже при этих его некоторых слабостях и ошибках он твердо держался строгого монотеизма, как иудей, и последовательно, в согласии с Писанием и трудами иудейских учителей, не считал старшего Сына, "древнейшего Логоса и Архангела" во всем равным Богу и тем более равным по возрасту, так сказать, и поклонению, но описывал его как посредника и служителя, в мессианских красках. Также последовательно писали и далее НЗ-ные авторы, порой явно ссылаясь или делая аллюзию на уже знакомые в философском и религиозном мире той эпохи и цивилизации выражения Филона, а также на более близкие иудеям понятия из трудов и взглядов эпохи второго храма и текстов Танаха, как видно при анализе (см. "Метатрон-Михаил-Мемра(Логос). Часть 5. Новозаветные писатели"). Также и ранние христианские богословы в большинстве своем так или иначе последовательно держались субординационизма и веры в единственного Бога, Отца всех и всего, и его первого Сына, который стал Мессией и был необычайно возвышен Богом, но который имел начало и был создан-"рожден" Отцом прежде всех и всего (см. "Метатрон-Михаил-Мемра(Логос). Часть 6".).
И всё же Враг истины не дремал и продолжал вести свою подрывную деятельность, как и было о нем предсказано с самого начала. Как и упоминалось в данной статье, в Александрии было обилие разных философских школ и языч.культов, суеверий и прочего. Среди них выделялись гностицизм и неоплатонизм, как преобладающая философия, а также языческие триады. Именно это использовал Лжец, чтобы создать свои версии христианства и школы толкования, "сорняков", или церковь-блудницу, как было предсказано в Новом Завете, которая должна была смешиваться с мирскими воззрениями, ложными религиями и культами, и иметь поддержку правителей мира сего, становясь богатой и влиятельной...
Проверим, так ли это исторически и фактически:
"О проникновении христианства в Египет и первых шагах Церкви Христовой на египетской земле мы имеем очень скудные сведения. Вероятно, самым первым указанием на проникновение религии Христовой сюда может служить повествование «Деяний Святых Апостолов» об обращении трех тысяч в день Пятидесятницы. Среди них упоминаются жители Египта и частей Ливии (Деян. 2:10), то есть иудеи диаспоры, которая в Египте была одной из самых многочисленных в Древнем мире, составляя, по подсчетам ученых, примерно восьмую часть населения этой страны. Поэтому с очень большой долей вероятности можно предполагать, что эти обратившиеся египетские иудеи и стали первыми из тех, кто бросил семена Благовествования в египетскую почву (167).
Но, судя по всему, данные семена, будучи разрозненными и немногочисленными, не принесли богатых всходов, ибо Евсевий Кесарийский свидетельствует (Церк. ист. II, 16)168, что Евангелист Марк «был первым послан в Египет, проповедовал там Евангелие, им написанное, и основал церкви в самой Александрии. Его проповедь сразу же привлекла такое множество уверовавших мужчин и женщин, усердно упражнявшихся в любомудрии, что Филон решил написать об их занятиях...» (далее у Евсевия следует описание жизни «терапевтов», членов одной из иудейских сект, которых он ошибочно принимал за христиан [это довольно интересный момент, мнение, и вот почему: "терапевты", как было показано в Части 4-ой данной статьи, были возможно ессеями или их "производной", которые согласно книге пророка Даниила учили о Мессии-Михаиле(архангеле), который согласно тексту Танаха ("Ветхий Завет") должен был в последние дни устранить земных царей и начать мессианскую эру суда и воскресения на земле (см. Дан.12:1,2), также у них имелись таргумы о Мемре Господа, то есть "Слове", которое Филон стал называть по греч. и в соответствии с понятиями греков "Логосом"; прим. автора внешней статьи]). Помимо свидетельства Евсевия, есть еще сообщение анонимного автора «Псевдо-Климентин», гласящее, что у истоков египетского христианства стоит и личность Апостола Варнавы169." (Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 3, Часть I. Александрия: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidorov/svjatootecheskoe-nasledie-i-tserkovnye-drevnosti-tom-3/1)
"Становление Церкви происходило в противостоянии с разного рода сектами, бытовавшими в многонациональном городе. Эта борьба богословской мысли с ересями привела к сложению в III–IV в.в. Александрийской богословской школы, виднейшими представителями которой были Климент Александрийский и Ориген. В IV–VI в.в. Александрия становится местом жарких богословских дискуссий. До возвышения Константинополя Александрия была главным христианским центром на Востоке, почему его епископы и носили титул «папа»." ("История основания Александрийской Церкви и первые века ее существования": https://religion.wikireading.ru/98362)
"Гностицизм I-II столетия н.э. вместе с христианством оторвался от иудаизма и начал «развиваться» уже на своей собственной основе. На этом этапе большое влияние оказали гностики Валентин и Василид, которые ввели в свое учение представления об эманации божества, об иерархии истекающих из природы Бога сущностей.
Латиноязычный христианский апологет III-го столетия Тертуллиан свидетельствует, что впервые еретическое учение о троичности божества придумали именно гностики.
«Философия, — пишет он, — породила все ереси. От нее пошли «эоны» и другие странные вымыслы. Из нее гностик Валентин произвел свою человекообразную троицу, ибо он был платоником. Из нее же, из философии, произошел добрый и беспечный маркионов Бог, поскольку сам Маркион был стоиком» (Тертуллиан. «О писаниях еретиков», 7-8).
Высмеивая человекообразную троицу гностиков, развивающий свою религиозно-философскую систему Тертуллиан сам со временем создал свое учение о троице. Образовавшаяся «святая троица» Тертуллиана находится в определенном иерархическом соподчинении. Корень их находится в изначальном Боге, в Боге Отце: «Бог – корень, Сын – растение, Дух – плод», – писал он(«Против Праксея», 4-6). Хотя Тертуллиан был впоследствии осужден как еретик-монтанист, его учение о троице стало отправным пунктом формирования церковного учения о Боге. Так, виднейший в XX-м столетии знаток христианской патристики протоиерей Иоанн Майендорф пишет: «Огромная заслуга Тертуллиана состоит в том, что он впервые употребил выражение, которое впоследствии прочно вошло в православное троичное богословие» (См. его «Введение в святоотеческое богословие». Нью-Йорк, 1985, стр. 57-58).
В IV-м столетии, став господствующей государственной религией, христианство в «святую троицу» ещё не верило, догмата о «святой троице» не имело и не признавало. На I-м Вселенском соборе 325 года христианство выработало и утвердило краткое изложение своего вероучения и назвало его Символом веры. В нем было записано, что христиане веруют «Во единого Бога — Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого».
Немаловажно заметить, что христиане, которые поклоняются троице, весьма почитают Символы веры. Те христианские церкви, деноминации и т.п., которые не признают Никео–Цареградский Символы веры (поскольку был принят на двух первых соборах в городах Никея и Царьгород, т.е. Константинополь) не признаются христианскими.
Став государственной религией, выйдя из подполья, христианская церковь начала вписываться в культуру греко-римского мира. В IV–V-м столетии философия неоплатонизма достигла вершины своего расцвета, и в творчестве его великих представителей, как Ямвлих, Прокл, Плотин, Порфирий, отражала весь мир, от Единого Абсолютного Бога до материи и преисподней, в виде цепи взаимосвязанных и порождающий друг друга Триад, т.н. Троица Единосущная и нераздельная:
1. Бытие (в христианской троице – Бог Отец);
2. Жизнь (в христианской троице – Дух Святой, как жизни податель);
3. Логос, мышление (в христианской троице – Сын Божий).
Следует отметить немаловажный и ключевой аспект, что все ведущие созидатели христианского учения о «святой троице» (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский и др.) обучались философии в действующей до 529 года (!) афинской школе неоплатоников. В этой школе и на основе этой неоплатонической эллинской мудрости они сочиняли христианское учение о «святой троице».
В результате, на II-м Вселенском соборе (Константинополь, 381 год) под председательством Григория Богослова и Григория Нисского к Никейскому Символу веры было дописано несколько предложений о Духе Святом: верую и «в Духа Святого, Господа Животворящего, от Бога Отца исходящего…». Таким образом, к вере в Господа Иисуса Христа было прибавлено верование и в Духа Святого.
В Никео–Цареградском Символе веры «Бог Сын» и «Бог Дух Святой» не провозглашаются Богами, а только почти равными Богу Отцу Господами. Но (!) Никео–Цареградский символ веры не утвердил догмат о «святой троице» в его современном понимании. Тогда, в IV-м веке официальная церковь, называвшая себя единой, святой, вселенской и апостольской церковью, провозгласила веру в Единого Бога Отца и веру в Господа Сына Божьего Иисуса Христа и Господа Духа Святого.
Так же, необходимо подчеркнуть, что ни на одном (!) из церковных соборов догмат о «святой троице» в его современном церковном понимании и богословском истолковании не утверждался, поскольку он явно – и по форме и по содержанию – находится в прямом противоречии с каноническими решениями I-го и II-о Вселенских Соборов. Решения I-го и II-о Вселенских Соборов не знают равных Богу Отцу «Бога Сына» и не знают равного Богу Отцу и «Бога Духа Святого», который «от Бога Отца исходит».
Догмат о «святой троице» создавался вне текста Библии и вне канонов Вселенских Соборов.
Впервые догмат о «святой троице» был анонимно сформулирован в христианстве только в VI-м столетии и впервые был изложен в документе, который вошел в церковную историю под названием «QUICUMQUE » (Куикумкве). Название документа взято из первого слова его первого предложения: «QUICUMQUE vult salvus esse, ante omnia opus est, ut teneat catholicam fidem» (Кто желает спасенным быть, тот прежде всего должен держаться католической веры).
Далее говорится о том, что надо верить в то, что Бог один по существу и троичен в лицах; что есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, но не три Бога, а Один Бог; что христианин обязан в равной мере почитать и молится отдельно Богу Отцу, «Богу Сыну» и «Богу Духу Святому», но не как трем Богам, а Богу одному.
Этот Символ веры впервые (!) был опубликован в приложении к сочинениям умершего в 542 году известного богослова и проповедника Цезаря Арльского (Caesarius ex Arles). Большинство исследователей приурочивают появление документа к 500-510 годам. Для придания авторитетности документу его создание католические богословы приписали святому Афанасию Александрийскому(святому Афанасию Великому, 293-373 г. г.) и присвоили ему имя «Символ Афанасия Великого». Конечно, к умершему за полтора столетия до написания «Куикумкве» святому Афанасию, данный Символ никак не относится.
Так, в учебнике для современных русских православных духовных семинарий протоиерея Иоанна Мейендорфа «Введение в святоотеческое богословие»трактат «Куикумкве» вовсе не вспоминается и среди работ святого Афанасия Великого не указывается. Немаловажно добавить, что святой Афанасий писал свои сочинения только (!) на греческом языке, а «Куикумкве» дошло до нас на языке латинском. В греко-говорящей православной церкви это символа не знали до XI-го столетия, до разделения в 1054 году христианской церкви на католичество и православие. Со временем и в восточно-православном христианстве содержание «Куикумкве» было переведено на греческий язык и принято за образец изложения общехристианского вероучения о «святой троице».
Сейчас подавляющее большинство христианских церквей принимают догмат о «святой троице» в изложении «Символа Афанасия Великого». Но трагедия этого христианского церковного учения заключается в том, что догмат о «святой троице» всесторонне обоснован с точки зрения неоплатонизма, но ни единым словом не подтверждается текстом Священного Писания." (статья "Догмат о «святой троице» — «улучшение» христианства неоплатонизмом": https://vasily-sergeev.livejournal.com/7241258.html)
"...Троица, как понятие Бога, выступает в учениях всех древних и практически всех современных религий. Это правда по отношению к китайской религии, согласно которой император приносил ежегодные жертвы для духа троицы. Конфуций сказал: "Тао (Бог) по природе один: первый зачал второго, обои вместе зачали третьего, эти трое создали все". Японцы имели трехглавое божество, называемое Сао Пао Фух. Троица у Индейцев (Тримуртэ) ; Брахма, Вишну и Шива, считается тремя личностями, хотя вначале Брахма был один, как божественное начало. Одно из их священных писаний заявляет: "Это великое Единство должно быть четко признано как три бога в одной личности". Один из ее гимнов звучит так: «Есть три божества; однако есть одно лишь Божество, эта великая душа».
Халдейская религия заявляет: "Единство родило двоинство, которое пребывает с ним и излучает интеллектуальный свет, из них состоит троица". Имена халдейской Троицы: Ану, Энлил и Эа. Вавилонская троица представлена в трех образах святыни Бэла. Финскую троицу составляют: Уломус, Улосурос и Элиум. Египетскую троицу составляют: Амон, Птах и Осирис. К греческой троице принадлежат: Зевс, Посейдон и Плутон. Римская троица: Юпитер, Нептун и Плутон.
Монеты далай-ламы (Тибет) имеют оттиснутое изображение тройного божества. На татарской монете изображен главный человек, который представляет их троицу, согласно надписи на обратной стороне монеты. В состав Троицы ирландских язычников входили божества: Криосан, Биосэна и Сира. У скандинавских язычников: Тхор, Водан и Фрикко. У Германских язычников: 0дын, Тхор и Фрия. Древние Индейцы в Северной и Южной Америке называли своих трех в одном боге: Тангалонга (один в трех и три в одном) и Тринимаака (троица). Исходя из этого, видим, что троица является наивысшим богом практически всех языческих народов.
Постепенное развитие тринитарианства:
Ветхозаветный Божий народ, в отличие от язычников, не верил в Троицу. Ветхий Завет, вопреки утверждениям тринитариев, не учит доктрине о Троице. Не учит о ней и Новый Завет, что и увидим по ходу дальнейшего развития темы. Многие из обращенных, особенно после смерти Апостолов, происходили из язычников. Среди них большинство образованных людей не оставили своих тринитарианских убеждений, но относили их к Иегове, Иисусу и Святому Духу.
Однако все верующие христиане отрицают то, что Отец и Сын были когда-либо равными между собой. Вожди и писатели ранней церкви, такие как, например, Иреней, Клемент из Александрии, Тертулиан, Ориген, Новаций, Арнобий, Евсевий и другие, наиболее выразительно подтверждали то, что Отец Небесный является наивысшим Богом и что Иисус полностью подчиняется авторитету и воле Божьей.
Около 230 года н. э. были сделаны первые шаги к господству тринитарского заблуждения в Церкви в связи с вопросом отношения Христа к Отцу. Начиная с 262 года н. э. в Церкви на эту тему вспыхивали большие дискуссии, которые постепенно усиливались. В 318 году н. э. началась арианская дискуссия [в Александрии! прим. автора внешней статьи], в которой Арий поддерживал Истину о том, что Отец и Сын являются разными личностями и существами, при чем Отец – более, а Сын – менее великий. Арию противостоял Афанасий, поддерживающий то, что Отец и Сын являются двумя личностями в одном существе, равными между собой и с одинаковым возрастом." (статья "Исследование догмы Троицы": https://jwapologetica.blogspot.com/2017/05/blog-post_18.html)