«Бемби» – самое знаменитое произведение австрийского писателя Феликса Зальтена. Трогательной сказочной истории без малого сто лет, роман был опубликован в 1923 году! Книга очень быстро полюбилась читателям не только на родине писателя, но и во всем мире.
История повествует о жизни лесного оленёнка Бемби, он растёт, обретает друзей, узнаёт премудрости леса и мечтает стать таким же, как таинственный Король, о котором среди оленей ходят легенды.
Трогательную историю иллюстрировали многие именитые художники – например, Анатолий Борисов, Курт Визе, Джанет Шульман. В нашем издательстве в редакции «Малыш» книга «Бемби» вышла с восхитительными иллюстрациями художника-анималиста Ирины Маковеевой, за которые она получила награду в номинации «Лучшие иллюстрации к художественной литературе» премии «Образ книги».
Делимся с вами зарисовками Ирины:
Обратили внимание на великолепные рисунки зверей, передающие все их особенности и животную грацию? Ирина Маковеева – одна из ведущих в России художниц-анималистов, член Союза художников России, лауреат множества наград и премий. Жанром анималистики Ирина заинтересовалась еще во время практики в Зоопарке во время учебы в Московском педагогическом институте.
Секрет успешного искусства анималистики – работа с натурой и строгость по отношению к ней: никакого очеловечивания.
Ирина Маковеева:
Природа – главный творец, она уже всё за нас сделала, а нам остаётся просто следовать ей. Хочется честного рисования, чтобы каждое создание пребывало в своей сущности – волк так волк, олень так олень.
Сущность проявляется, в первую очередь, в движении животного. Как мы можем определить характер? Вот котик лежит, спит – непонятно, какой он. Но как только он начинает двигаться и становятся видны его повадки – моментально проявляется и характер. Это самая трудная и достойная задача – научиться изображать в движении.
Перед тем, как приступить к иллюстрациям к «Бемби», Ирина ездила в Германию, консультировалась со специалистами Зоологического и Дарвиновского музеев - чтобы узнать как можно больше о европейских оленях и не допустить ошибок.
Я узнала так много всего! В нормальной жизни ведь не думаешь много об оленях. Вот, например: у Зальтена природа австрийская, немецкая – там рядышком все. И меня всегда удивляли, какие у немцев аккуратные леса. Как будто с газонокосилкой прошлись. И если сосны, то как телеграфные столбы – очень ровные стволы. Оказалось, что это работа оленей. Они же не только листоеды, но еще и веткоеды – они и следят за тем, чтобы лес был таким аккуратным.
Рисуя природу вокруг Бемби, я отталкивалась от реальности, и так мне было намного проще, чем фантазировать.
Мне хотелось вернуться к правде, как минимум – соблюдать масштабы. Маленький Бемби – какой он относительно мамы и других животных? Вот взять момент, где Бемби встречает в тумане лосей. Олени, оказавшись рядом с этими гигантами, начинают издавать какие-то звуки, фыркать, тревожиться. Это очень сильное впечатление, которое мне захотелось передать. И если нарисовать лося размером с Бемби - конечно, оно не сработает. Я даже маму не стала изображать на этой иллюстрации, чтобы больше бросался в глаза этот контраст между оленёнком и огромными лосями.
Книга написана по законам жизни и природы - как есть, без преувеличенной сентиментальности или жестокости, поэтому иллюстрации - соответствующие, но при этом невероятно красивые.
Художественный редактор «Малыша» Наталья Фёдорова:
У нас идёт спокойное повествование, ведь жизнь – хоть там война, хоть трагедия, – но она течет, просто в какие-то моменты ускоряется, в какие-то замедляется, но в общем-то – шаг за шагом.