Найти тему
Фотевиль

Кому нужны уличные фотографии? Общественное непонимание и неприятие жанра

В самой первой своей статье

Уличная фотография. Зачем люди фотографируют на улицах

я попытался дать логичное объяснение этому занятию.

Да, на первый взгляд много вполне себе позитивных и весомых причин снимать "стрит". Это и увлекательное хобби, и полезный навык, и даже потенциальный способ лично наследить в истории родного города, а может и всей страны.

Дети играют с бродячей собакой в городском парке. Фото автора.
Дети играют с бродячей собакой в городском парке. Фото автора.
Приветствую вас на своём канале!
Я - Дмитрий Егоров, уличный фотограф и популяризатор стрит-фотографии, один из создателей паблика @streetphotorussia, где мы, собственно, и публикуем работы российских авторов в этом направлении.

Так почему же российские стрит-фотографы так часто сталкиваются с тотальным непониманием? Почему в свой адрес так часто слышат не самые лестные слова?

Несколько лет тому назад я впервые выступал перед группой людей в соседнем с моим городке - Бузулуке, причём делал это по приглашению, а не то чтобы сам напросился. Рассказывал об уличной фотографии.

Какого же было моё удивление, когда первым же вопросом стал:

"А зачем Вы вообще фотографируете на улицах?"

Причём задан он был не в каком-нибудь философском ключе, а в самом что ни на есть наипростейшем - зачем? Ещё в больший ступор меня погрузил факт, что с вопросом ко мне обращался фотограф профессиональный, уже много лет снимающий людей за деньги. И дело, конечно, вовсе не в деньгах, а в том, что человек этот в фотографии вроде бы понимает, разбирается. Или нет?

Я тогда почему-то поначалу жутко смутился, начал отвечать скомкано и невпопад - действительно был обескуражен.

Постепенно я всё же выдавил из себя все логические причины, которые упомянул выше, но внутренне мне этого показалось недостаточно. До сих пор ощущаю, что тогда я не смог объяснить самой сути.

Только сейчас я отчётливо и с грустью осознаю, что большинство просто не видит в фотографии как таковой проявлений настоящего искусства, не говоря уже о крайне специфической её части - "стрите".

Бабл-гам. Фото автора.
Бабл-гам. Фото автора.

Фотография только лишь ремесло, развлечение, а максимум - удобный способ сохранить и заархивировать воспоминания.

Нет в ней особой ценности!

Что если сравнить её с кинематографом, или той же музыкой?

Фильмы вот иногда снимаются годами, симфонии пишутся десятилетиями, так и оставаясь подчас неоконченными.

А что фотография?

Короткое мгновение, практически не имеющее длительности, ни соответственно ни ценности, ни цены.

И если работа профессионального фотографа ещё как-то оправдывается результатом его труда - красивыми постановочными фотографиями, видеть на которых себя и приятно, и непривычно, то что может быть важного в фотографиях обыденности?

В этом рассуждении, почти не сомневаюсь, и зарыт корень зла.

Россияне категорически не желают видеть на фотографиях то, что и так проносится перед ними каждый день, вызывая в бесчисленных повторах чувство отторжения.

Весенние берёзки. Фото автора.
Весенние берёзки. Фото автора.

Мы во многом недолюбливаем свою страну и своё окружение, и чем более гражданин удалён от МКАДа, тем это неприятие бывает сильнее.

И я говорю не о преданности Родине, или патриотизме. Нет, всё это о вполне банальных и бытовых вещах: о переполненных мусорных бачках, бродячих собаках, которые, увы, иногда действительно нападают на наших детей, разбитых подъездах и усталых старушках, время от времени просящих у нас денег на лекарство.

Тот редкий случай, когда мне действительно было страшно.
Тот редкий случай, когда мне действительно было страшно.

Как написал когда-то Евтушенко:

Я Родину свою люблю,
Но нена... государство!

И вот такое неприятие окружающей действительности удивительно точно проецируется на уличную фотографию в целом.

Она досадное и докучливое напоминание о том, что хочется поскорее забыть, добравшись до дивана и телевизора.

На бугурусланских улочках. Фото автора.
На бугурусланских улочках. Фото автора.

Если попытаться перевести мои рассуждения в шутку, то в российской уличной фотографии её зрителям не нравится сам антураж, сами её герои - обычные люди, без лимузинов и дорогих яхт. Не о чем помечтать, нечему позавидовать.

Поэтому отношение к российской стрит-фотографии изменится лишь тогда, когда изменится и само отношение к жизни на всём огромном постсоветском пространстве. Но боюсь, что для этого сначала придётся изменить и саму Россию.

Львы. Фото автора.
Львы. Фото автора.

В заключение, справедливости ради, хочу сказать, что ценителей "стрита" у нас всё же достаточно. Каждому из них я хотел бы персонально пожать руку и сказать большое человеческое спасибо за участие и поддержку!

Контактная уличная фотография приводит иногда к появлению и таких вот семейных портретов. Снимок я пообещал отправить, что чуть позже и сделал.
Контактная уличная фотография приводит иногда к появлению и таких вот семейных портретов. Снимок я пообещал отправить, что чуть позже и сделал.

Мой инстаграм @egorov .

-8

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц