Найти тему
Антропософия

Испытания души ученика

В кругообороте года время от осеннего праздника Архангела Михаила до Рождества соответствует всей космической пред истории человечества, в течение которой оно подвергается испытаниям и проходит искушение мировым Злом, подвергаясь изнутри, из самых сокровенных подоснов человеческого существа нападению демонических сил: Люцифера и Аримана (Сатаны). Настроение осеннего праздника Михаила призывает нас к укреплению внутренних моральных сил, к бодрственности и ответственности. В течении четырех недель Адвента (ожидания) духовный ученик сознательно развивает в своей душе четыре "платоновские добродетели":

  1. Справедливость - тонкую внутреннюю восприимчивость к правящим повсюду в природе и в самом человеке справедливым космическим силам, имеющим своей первоисточник в 12-ти духовных сферах зодиакального круга, где действуют хранители Мировой Справедливости, которая отражается как в жизни природы, так и в индивидуальной жизни человека.
  2. Умеренность в сочетании с рассудительностью. Эти добродетели позволяют преодолеть искушающие силы Люцифера, проникающие в мышление и искушающие силы Аримана проникающие в чувства. Так ученик удерживает в равновесии и гармонии свой жизненный организм, полностью освобождаясь от эгоизма в элементе слова, которое приближается к своему макрокосмическому Прообразу, становясь выражением Мирового Слова.
  3. Мужество мышления, храбрость и постоянное присутствие духа в любой ситуации. Этим ученик преодолевает подступающие к нему люциферические и ариманические силы, пробуждающие в его душевном теле всевозможные страсти, страхи и опасения. Приближение к Порогу духовного мира порождает в душе человека инстинктивный страх перед опасностью утратить внутреннее равновесие между тремя силами: мышления, чувств и воли. Для правильной ориентации в духовных мирах, ученик должен развить в себе свободное от чувственности мышление.
  4. Мудрость - четвертая добродетель, которая развивается тогда, когда духовный ученик преодолевает противоборствующие силы, которые ведут его к состоянию беспамятства, не позволяя увидеть человеку объективные результаты его индивидуальной кармы. Благодаря руководству высшего "Я", человек приводит к гармонии взаимодействие душевных сил, вырабатывая мужество и силу объективного воспоминания переживаний всей прожитой жизни.
-2

Сознательно ступая на путь духовного ученичества, и следуя за Христом, как за своим Учителем, человек начинает переживать свою судьбу как единую драму-мистерию. Отдельные акты этой драмы составляют последовательное переживание ступеней христианского посвящения, во время которых происходит углубление душевно-духовных переживаний ученика. Рождество является вторым по значению праздником года, после Светлого Воскресения. Рождение Духа может произойти только тогда, когда в душе человека затихнут страсти и наступит внутреннее равновесие и мир. Само Рождество есть акт великого напряжения, великого усилия. Пока человек ставит себе целью рождение в себе Духа, пока он проходит ту стадию развития, на которой вырабатывается самосознание и личность, он находится под властью законов кармы и пассивно подвергается их формирующей силе. Неизбежно эта формирующая сила переживается личностью как страдание. Страдание есть один из великих стимулов развития многих душевных качеств и нравственных добродетелей. Когда в человеке пробуждается Дух, то он сознательно принимает свою судьбу, свою карму как орудие своего духовного развития: "Рождение есть первый шаг к Голгофе"

-3

Голгофа является великой закономерностью духовного Пути, указанной человечеству Христом, воспринявшим ее из Жертвенной Любви к человечеству. Эта Великая Жертва является для человечества великим примером для подражания, ибо Христос указывает на Себя как на Путь: "Я есмь Путь". Осознавая это, духовный ученик существенно изменяет свое мировоззрение и перестает воспринимать свою жизнь, как цель, он начинает постигать ее, как средство духовного развития.