Найти тему
Русь Триединая

О МИРОВОМ КРИЗИСЕ

Последние несколько месяцев не стихают разговоры о мировом финансовом кризисе. Для одних он может означать крах собственного бизнеса, для других — потерю банковских вкладов, для третьих — увольнение с работы, постоянное недоедание и мысли о том, каким же способом можно прокормить семью до конца месяца. Духовная жизнь, которая порой не зависит от благосостояния человека. Важно помнить древнюю истину, которую емко выразили наши предки: у савана карманов нет. Это означает, что умирая мы не возьмем с собой ничего из тех материальных благ, которые накопили.
Последние несколько месяцев не стихают разговоры о мировом финансовом кризисе. Для одних он может означать крах собственного бизнеса, для других — потерю банковских вкладов, для третьих — увольнение с работы, постоянное недоедание и мысли о том, каким же способом можно прокормить семью до конца месяца. Духовная жизнь, которая порой не зависит от благосостояния человека. Важно помнить древнюю истину, которую емко выразили наши предки: у савана карманов нет. Это означает, что умирая мы не возьмем с собой ничего из тех материальных благ, которые накопили.

Когда деньги производят деньги, когда прибыль отрывается от работы, а финансовые операции — от товаров и услуг, здание экономики, построенное таким образом, рухнет. Современная спекулятивная экономика часто слабо связана с реальным трудом людей. И ростовщичество процветает, и «деньги производят деньги». И в результате мертвая материя (деньги) растет как живое существо и более того поклонения требует.
Много пишут о причинах и следствиях нынешнего кризиса, но, пожалуй, лучше и яснее остальных выразился Cвятитель Николай Сербский, в коротком письме священнику К. о мировом кризисе 1929 года.
«Прежде европейцы, если постигало их какое-то несчастье, употребляли слово «суд» вместо слова «кризис». Сейчас слово «суд» заменили словом «кризис», понятное слово менее понятным. Ты спрашиваешь о причине настоящего кризиса, или суда Божиего? Причина всегда одна...
Спрашиваешь меня, человек Божий, о причине и значении наступившего кризиса. Кто я такой, что ты спрашиваешь меня об этой великой тайне? «Говори, если есть у тебя нечто большее молчания», — сказал святитель Григорий Богослов. И хотя я нахожу, что сейчас молчание выше всякого слова, но из любви к тебе напишу, что я думаю об этом вопросе.
«Кризис» — слово греческое, в переводе оно означает «суд». В Священном Писании слово «суд» употребляется многократно. Так мы читаем у псалмопевца: Сего ради не воскреснут нечестивии на суд (Пс. 1, 5). Далее опять: Милость и суд воспою Тебе, Господи (Пс. 100, 1). Мудрый царь Соломон пишет, что от Господа придет суд всякому (см.: Притч. 29, 26). Сам Спаситель сказал: Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин. 5, 22). Апостол же Петр пишет: время начаться суду с дома Божия (1 Пет. 4, 17).
Замени слово «суд» словом «кризис» и читай: «Милость и кризис воспою», «от Господа придет кризис всякому», «Отец весь кризис отдал Сыну», «Время начаться кризису с дома Божия».
Прежде европейцы, если постигало их какое-то несчастье, употребляли слово «суд» вместо слова «кризис». Сейчас слово «суд» заменили словом «кризис», понятное слово менее понятным. Наступала засуха, говорили: «суд Божий!», наводнение — «суд Божий!». Начиналась война или эпидемия — «суд Божий!»; землетрясения, саранча, другие бедствия, всегда одно — «суд Божий!». Значит, кризис из-за засухи, кризис из-за наводнения, из-за войн и эпидемий. И на теперешнюю финансово-экономическую катастрофу народ смотрит как на суд Божий, но называет ее не «судом», а «кризисом». Дабы умножилась беда от неразумия! Ибо, пока произносилось понятное слово «суд», была понятна и причина, которая привела к беде, был известен и Судия, попустивший беду, и цель, ради которой беда была попущена. После подмены слова «суд» словом «кризис», малопонятным для большинства, никто не может объяснить, ни от чего он, ни от кого, ни для чего. Только этим и отличается теперешний кризис от кризиса, происходящего из-за засухи и наводнения, войны или эпидемии, саранчи или другой напасти.
Ты спрашиваешь о причине настоящего кризиса, или суда Божиего? Причина всегда одна. Причина всех засух, наводнений, эпидемий и других бед та же, что и нынешнего кризиса, — богоотступничество. Грех богоотступничества вызвал и этот кризис, и Господь попустил его, чтобы пробудить, отрезвить людей, чтобы они опомнились и вернулись к Нему. По грехам и кризис. В самом деле, Господь использовал современные средства, чтобы вразумить современных людей: Он нанес удар по банкам, биржам, по всей финансовой системе. Опрокинул столы менял всего мира, как когда-то Он сделал это в Иерусалимском храме. Произвел небывалую панику среди торговцев и менял. Возмутил, низверг, смешал, смутил, вселил страх. И все для того, чтобы надменные европейские и американские мудрецы пробудились, опомнились, вспомнили Бога. Для того, чтобы они, утвердившиеся в гавани материального благополучия, вспомнили о душах, признали свои беззакония и поклонились Богу Вышнему, Богу живому.
Как долго продлится кризис? До тех пор, пока надменные виновники не признают победу Всесильного. До тех пор, пока люди не догадаются непонятное слово «кризис» перевести на свой родной язык и с покаянным вздохом не воскликнут: «суд Божий!».
Назови и ты, честный отче, «кризис» «судом Божиим», и все будет тебе понятно.
Привет тебе и мир от Господа!»

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2008