С опозданием в несколько дней я узнала об уходе из жизни режиссера Владимира Меньшова...
Когда я слышу это имя, то в памяти неизменно всплывает этакий правильный воспитанный в меру интеллигентный мужчина с обезоруживающей улыбкой. Харизматичный в реальной жизни, но чрезвычайно неуверенный в себе в роли неудачного жениха в фильме «Где находится нофелет?» (1987) с блистательной главной ролью Александра Панкратова -Черного.
Вообще говоря, Меньшов уже многие десятилетия представляется мне частью некого российского кинематографического истеблишмента. То есть человеком, принадлежащим к столпам кинематографического общества, сидящим «в телевизоре» и на правах актера и режиссера в одном флаконе рассуждающего о кино — например, в старой передаче «Кинопанорама» в гостях у ведущего Виктора Мережко.
Кстати, совсем недавно я пересмотрела фильм «Прости» (1986) как раз по сценарию драматурга Виктора Мережко, где Меньшов, как всегда, играет самого себя, то есть довольно невыразительную бесцветную по актерским канонам перевоплощения роль — ну, согласитесь, по своему типажу Меньшов явно не принадлежал к племени героев-любовников, неотразимо зыркающего глазами в сторону женщин,- но, наверное этот кинематографический образ частично отражает то, каким Меньшов был по жизни в общении.
Прочитав историю создания «Москва слезам не верит» (1979), я поняла, что при реализации сценария эта картина, благодаря музыке и актерским работам, превратилась в нечто гораздо большее, чем, возможно, первоначально обещал стать этот проект, будучи в зачаточном состоянии — и это, безусловно неоспоримая заслуга его создателей. Чего стоит одна только песня "Александра, Александра", кинообразы Алексея Баталова и Ирины Муравьевой или, в конце концов, то, как как девчонки отвязно зажигают в самом начале фильма.
Честно говоря, я не разделяю такой уж всепоглощающей любви русского народа к фильму «Любовь и голуби» (1984), но, несомненно, он заслуживает своего места в копилке советских фильмов.
А потом, уже после перестройки, еще случился фильм "Ширли-Мырли" (1995) с Валерией Гаркалиным в главной роли - такой же помпезный и взбалмошный, как многое у нас в девяностых, когда режиссеры советской поры, немного ошарашенные всеми произошедшими переменами, пытались "нащупать", а как теперь , в новых условиях свободы и падения всех и всяческих рамок морали, можно смешить людей...
А какие у вас первые ассоциации с именем Владимира Меньшова?