Росстат обнародовал демографические данные за январь-май текущего года. Судя по ним, Кузбасс остается одним из регионов, где наблюдается самые низкие рождаемость и средняя продолжительность жизни.
Мы уже писали, что в прошлом году российская статистика перестала публиковать разбивку данных по причинам смертности, например, от несчастных случаев, сердечно-сосудистых, инфекционно-паразитарных болезней и т.д. Возможно, на это повлияла ситуация с повышенным вымиранием от заражения коронавирусом, которое отмечено и в целом по РФ. Но факт остается фактом: узнать о том, по каким причинам в Кемеровской области за январь-май текущего года умерло 17 052 человека теперь невозможно. Умерли – и всё.
Причина рождения за то же время 8 929 младенцев более-менее понятна, хотя многим любопытно было бы узнать, сколько детей, например, появляется на свет с помощью экстракорпорального оплодотворения или суррогатного материнства? Например, по результатам одномоментного эпидемиологического исследования кузбасскими медиками репродуктивного здоровья 1 500 женщин, жительниц Кемеровской области, выяснилось: частота недобровольного бесплодия превышает у нас критический уровень и достигает 20,3 %. Вторичное бесплодие встречается чаще первичного (55,9 % против 39,1 %). Медики акцентировали внимание на том, что «частота бесплодия в Кемеровской области превышает установленный экспертами ВОЗ критический уровень 15 %, негативно влияя на демографические показатели в регионе».
А мы добавим, что одной из основных причин бесплодия специалисты чаще всего называют загрязненность окружающей среды. У нас на её ухудшение влияет деятельность угольных и металлургических предприятий. Если с конца первого десятилетия 21 века добыча угля в Кузбассе только росла, а кипучей деятельности по рекультивации земель, снижению уровня загрязнения рек и атмосферы не наблюдалось, то, скорее всего, ситуация с бесплодием не улучшилась, а только ухудшилась. Именно поэтому мы и наблюдаем сейчас эту катастрофическую картину с убылью населения: в январе-мае 2021 года – минус 8 123 человека.
Отметим, что в сопоставимых с нами по числу жителей соседних регионах – Красноярском крае, Новосибирской и Иркутской областях за эти же пять месяцев умерло приблизительно столько же, но вот родилось гораздо больше: 11 590, 11 303 и 10 699 человек соответственно. Полагаем, что причина отставания в рождаемости объясняется не только репродуктивными причинами, но ещё и ширящимся потоком отъезжающей навсегда из Кузбасса молодежи. Уезжают по разным причинам, но часто называют следующую – негде получить современную профессию и интересную высокооплачиваемую работу. Кстати, авторы упомянутого выше исследования, приходят к выводу:
«Уровень материальной обеспеченности бесплодных пар показал, что только 70 респонденток (23%) имеют среднемесячный доход на одного члена семьи свыше 10 000 рублей, 61 супружеская пара (20,1%) – от 5 000 до 10 000 рублей, остальные 173 пары (56,9 %) имеют доход ниже 5 000 рублей. Низкие доходы и малая материальная обеспеченность инфертильных пар при высоком уровне образованности в нашем регионе, вероятно, являются одной из причин большой доли, так называемого, «добровольного» бесплодия. К тому же большая доля фертильных респонденток (278 чел. или 30%) причиной отказа от беременности назвали «невозможность обеспечить нормальный материальный уровень будущему ребенку». Напомним, что исследование проводилось в конце «нулевых». Уровень доходов людей с тех пор повысился, но так ведь и цены с тарифами не снижались ни разу, а старались обнулить растущие доходы.
Навряд ли кому-то под силу за короткий период переломить негативную демографическую ситуацию, но в Кузбассе, судя по статистике, её не удается даже замедлить или хотя бы уравнять с соседними регионами. В рейтинге средней продолжительности жизни (68,5 лет) мы располагаемся в последней десятке. Поэтому невольно приходишь к сравнению, что наш регион напоминает этакий грязный, запыленный и задымленный барак на окраине Сибири, где население вроде как отбывает наказание за неведомые прегрешения. Хорошо хоть, что двери и ворота на выход для многих открыты настежь.
Сергей Борисов