Китайский онлайн-сервис по заказу такси 30 июня 2021 года провела IPO на фондовой бирже Нью-Йорка. Давайте оценим перспективы компании.
Компания Didi оценила акции в 14 долларов и собрала в ходе первичного размещения почти 4,4 млрд. долларов. Это сделало данное #IPO крупнейшим после размещения Alibaba на 25 млрд. долларов в 2014 году.
Что это за компания?
Didi широко распространена в Китае и насчитывает 377 миллионов активных пользователей в год только в этой стране.
Компания была основана в Пекине в 2012 году бывшим менеджером Alibaba Ченг Вей. Диди быстро завоевал поддержку крупных компаний как Apple, SoftBank и Alibaba.
В 2016 году Диди также купил бизнес Uber в Китае. Бывший генеральный директор Uber Трэвис Каланик признал Диди «жестоким конкурентом» и согласился на обмен долями между компаниями. Didi продала свою долю в Uber в конце прошлого года.
С тех пор Didi расширилась и предлагает целый набор услуг, включая услуги по вызову пассажиров, прокат велосипедов, такси и совместное использование автомобилей.
Теперь компания позиционирует себя как крупнейшую в мире мобильную платформу с пользователями в Китае и в 15 других странах, включая Бразилию, Мексику и Россию. Но #Didi по-прежнему сильно зависит от внутреннего рынка: более 93% его продаж приходится на Китай.
Компания стремится изменить это. В документации Комиссии по ценным бумагам и биржам Диди сообщила, что планирует использовать треть собранных средств для расширения своего присутствия за пределами Китая.
Еще треть средств будет использована на развитие технологий в таких областях, как электромобили и автономное вождение. Остальные пойдут на разработку новых продуктов или услуг или другие стратегические инвестиции. Компания изучает новые возможности для запуска в таких областях, как «внутригородские перевозки, закупки для общественных групп и доставка еды».
В этом году Didi наконец получила около 800 миллионов долларов чистой прибыли за квартал, закончившийся в марте. До этого, несмотря на большую выручку, чистая прибыль была отрицательной.
Стоит ли инвестировать в акции компании?
Недавно компания привлекла внимание регулирующих органов в Китае, где технологический сектор переживает исторические репрессии.
В апреле автосервис был одной из 34 компаний, вызванных на встречу с Государственной администрацией по регулированию рынка (SAMR), где руководителям было приказано положить конец любому антиконкурентному поведению и провести внутренние проверки.
В отношении Диди проводится расследование на предмет нарушения антимонопольного законодательства. Согласно отчету, в котором цитируются анонимные источники, Диди проверялся SAMR на использование каких-либо методов конкуренции, которые несправедливо вытесняли более мелких соперников.
Таким образом, китайские регуляторы могут создать большую проблему для дальнейшего развития компании.