Найти тему
Любитель балета

Прекрасная Раймонда сделала иной выбор

Оглавление

И это не пафосная фраза из какого-то любовного романа, а статья о том, как в СССР 1930-х гг. поэкспериментовали с сюжетом известного балета.

Это было в Ленинградском ГАТОБе им. Кирова. Новый балет «Раймонда» долго готовился в 1937 году и 22 марта 1938 г. прошла премьера. Были задействованы лучшие силы труппы: главная героиня – Г. Уланова и Н. Дудинская, ее жених – К. Сергеев и В. Чабукиани, араб – М. Дудко и Б. Шавров.

Театр к эксперименту подготовился серьезно, в том числе и для своего зрителя. Так, за несколько дней до премьеры выпустил 30-страничную брошюру о новом балете.

Копия автора
Копия автора

В ней не только приводилось подробное новое либретто, но и о своих концепциях и работе рассказывали авторы сценария Василий Вайнонен (он же балетмейстер) и Юрий Слонимский, художница Валентина Ходасевич.

Представим себя зрителем и начнем с совместной вступительной статьи первых двух. Открывают они ее фразой, что прежняя версия балета сценически неполноценна, и виной тому, главным образом, либретто:

Мы отказались от мысли улучшить сценарий путем подчисток и поправок отдельных ситуаций. Так можно было бы «причесать»... но нельзя создать сквозное действие и дать яркие характеристики.

Итак, Вайнонен и Слонимский фактически утверждали, что изменить образ араба их сподвигла... музыка Глазунова:

Наше внимание привлекла музыкальная характеристика, данная Глазуновым Абдеррахману: вопреки сюжету Лидии Пашковой музыка Абдеррахмана искренняя, волнующая и глубоко содержательная. Единственный действенный танец балета (adagio из Pas d`action 2-го акта), построенный на теме Абдеррахмана, является настоящим взрывом страсти – высшей точкой напряжения в спектакле.

Раймонда живет в розовых очках. Она в этом не виновата – таковы реалии жизни средневековой девушки. Она идеализирует своего жениха-рыцаря. Но события разворачиваются так, что ее глаза открываются.

Вайнонен и Слонимский хотели показать Коломана антигероем средневековья – они вдохновлялись образами Бриана де Буагильбера из «Айвенго», Конрада Монферратского и Жиля Амори из «Талисмана» В. Скотта. Но не только литература, а и хроники современников крестовых походов, пишут они, призывали к историчности, к перестановке акцентов симпатий и антипатий. Стремиться к полному реализму эпохи крестовых походов на материале музыки Глазунова было бы наивно, они этого не собирались делать. Но очень хотелось сквозного действия, исторически правдиво воскрешающего эпизод из крестовых походов.

Вайнонен (в своей отдельной статье здесь же) ясно понимал и прямо об этом писал, что «классика» Вайнонена и «классика» Петипа будут отличаться друг от друга. Он пытался сблизиться со стилем, но не копировать. Музейная реставрация – путь в никуда при такой задумке – действенного спектакля. Полностью развить действие в танце он считал невозможным, роль пантомимы по-прежнему велика, ее много. Мужские персонажи «пешеходны», т. к. это диктуется музыкой и структурой старого балета, как и обилие пантомимы.

ЛИБРЕТТО

Попробую покороче изложить своими словами. И подзаголовки мои, не авторские.

Мир дочери рыцаря

Сирия, конец XII в. Раймонда – дочь венгерского рыцаря Боэмунда, наместника княжества крестоносцев в Сирии. В его замке девушки, пажи и подруга Алиса (тут она одна, не две) развлекаются играми и танцами. Появляется задумчивая, мечтательная Раймонда с шарфом, на котором вышито имя Коломан. Она смотрит на вышитый портрет рыцаря и мечтает о скором его возвращении.

Галина Уланова в этой роли. Костюмы В. Ходасевич. Фото: pinterest
Галина Уланова в этой роли. Костюмы В. Ходасевич. Фото: pinterest

Узнаете, да? У Петипа не было портрета, в «Баядерке» да, был и есть. В редакции К. Сергеева портрет есть. Заметно питание идеями друг друга.

Завязка

Звуки труб – да, это приближается отряд рыцарей во главе с Коломаном – женихом Раймонды. Все вышли их встречать. Отряд ведет толпу пленных. Боэмунду отдают их знамена, а пленникам Коломан приказывает преклонить колени перед наместником. Однако один на колени не встает. Пленник-раб Али, ныне прислуживающий в замке, узнает своего прежнего властелина – арабского эмира Абдеррахмана.

Взбешенный Коломан приказывает своему сотнику Роже проучить неповинующегося, однако Роже не удается коснуться гордого араба, потому что тот, в гневе, разрывает путы на своих руках и с гордою отвагою и вызовом наступает на Роже.

Коломан, выхватывая меч, бросается на Абдеррахмана, но, увидев испуг подошедшей Раймонды, решает, что здесь не место для кровавой расправы, и приказывает пленных увести.

Абдеррахман, поблагодарив Раймонду восхищенным взглядом, гордо уходит во главе пленных, а Коломан, выйдя за стены замка, отдает приказ Роже убить как можно скорее дерзкого пленного.

Идиллия продолжается

Следующая картина изображает праздник в честь счастливого возвращения отряда рыцарей. Вальс девушек с розами (прежний провансальский вальс 1-й картины), прерывающийся на танец пиццикато, но не Раймонды, а ее подруги Алисы.

Тот же вечер. Сад замка. Раймонда и Коломан наконец-то наедине. Он играет на лютне, затем они танцуют под романеску. Счастливая Раймонда исполняет танец с шарфом и дарит его Коломану.

Галина Уланова и Константин Сергеев в этой сцене. Фото: pinterest
Галина Уланова и Константин Сергеев в этой сцене. Фото: pinterest

Идиллия нарушена

Пора расставаться. Раймонда бросает Коломану цветок, он ловит его и вдруг замирает, настороженный. По саду бежит вырвавшийся от стражи Абдеррахман, а вслед за ним стража. Коломан, узнав дерзкого пленника, бросает цветок, выхватывает меч и бросается вдогонку. Раймонда остается одна, грустно поднимает только что подаренный цветок и недоумевает, как легко человек, только что клявшийся в любви, забыл о ней и переключился на язык вражды.

Эта сцена. (Копия фото - автора).
Эта сцена. (Копия фото - автора).

Такова завязка сомнений в ее душе. А далее… 2 акт.

Сон после волнительного дня

Девушка спит в своей комнате. Впечатления необычного дня отражаются во сне. Вначале она видит араба, с печальной усмешкой рассматривающего свои цепи, затем жениха, полного ненависти, готового поразить того. Но тут же Коломан становится привычным – нежным, чуждым злобы и ненависти. Они переносятся в призрачный замок, между ними происходит объяснение в любви. Адажио, вальс fantastique, вариации девушек и Раймонды (в постановке Петипа, кроме 1-й вариации), кода.

Пленник упорен в побеге

На следующее утро Раймонда выходит в сад. Снимает головной убор и садится на скамью, задумчиво вспоминая сон.

Кто-то идет! Раймонда решает спрятаться. Это араб и Али. Они опять бежали и собираются перелезть через стену.

Абдеррахман, волнуясь и нетерпеливо ожидая момента освобождения, приближается к скамейке, и неожиданно видит головной убор Раймонды. Радостно, как влюбленный любуется им, целует его и прячет его у себя на груди. Возвратившемуся Али с трудом удается оторвать своего повелителя от его любовных грез, но в последний момент Али, вдруг замечает Раймонду и бросается на нее с поднятым кинжалом. Между испуганной ней и Али встает Абдеррахман, с любовью и гордостью смотрящий в глаза любимой женщины.

Изумленная только что виденным, взволнованная Раймонда указывает Абдеррахману на стену, заверяя его, что она не станет препятствовать его свободе.

Абдеррахман колеблется. Он не может понять причин такого великодушия, взглядом благодарит Раймонду и, только, после настойчивых призывов Али, как бы с горечью прощается с девушкой, которую так безрассудно полюбил.

Зря они задержались! В сад вбегает отряд алебардщиков, Роже и Коломан. Сейчас он этому пленнику покажет! Но что это? Раймонда просит его помиловать. Милая, тебе не следует вмешиваться в наши мужские воинские дела, следует ответ.

Не ошиблась ли я в нем? – думает опять она.

Венгры еще не отпраздновали победу

3 акт. Зал замка Боэмунда. Второй праздник – ведь не забыли, что в прежнем балете тоже было много празднеств? На щите вносят героя – Коломана. Мы видим венгерский дивертисмент из последнего акта, а ныне предпоследнего – события еще будут!

Le cortege hongrois (венгерское шествие). Сюита венгерских национальных танцев: танец детей (в постановке Петипа), чардаш, pas classique hongrois (классический танец венгерского типа, поставленный Петипа). Этот номер состоял из лирического дуэта главных героев в окружении пажей и подруг: это grand adagio (большое адажио), которое переходит в ряд танцевальных номеров: вариация Алисы, вариация Коломана и 3 пажей, вариация трех девушек (в постановке Вайнонена, прежде купировалась), вариация Раймонды (под фортепиано). Кода.

Араб свободен

Ликующее веселье венгерской знати прерывается приходом мусульманской делегации, предлагающей произвести обмен пленными.

Узнав, что под видом простого пленного скрывается знатное лицо, Боэмунд колеблется дать согласие на обмен. Но Раймонда, чувствуя симпатию к Абдеррахману, настойчиво и нежно уговаривает отца и тот уступает. Коломан в отчаянии, но уже поздно: свободный от цепей и переодевшийся араб приветствует, как равный, рыцаря Боэмунда и его дочь, которую он не смеет ни поблагодарить за прежнее заступничество, ни, тем более, выразить ей чем либо свою любовь.

И при мысли, что он расстанется сейчас с девушкой навсегда, Абдеррахман придумывает средство, которое, быть может, даст возможность ему еще раз ее увидеть. Он пишет специальную грамоту и, приложив к ней свой перстень, подносит ее Раймонде. В силу этой грамоты, хозяева замка имеют право посетить в любое время его владения.

Пользуясь замешательством Раймонды, грамоту берет Коломан, а Абдеррахман уходит, провожаемый изумленным взором Раймонды. Коломан же радуется, что в его руках осталось средство проникнуть во владения араба и там, наконец, отомстить ускользнувшему от расправы врагу.

В этом месте действие никогда прежде не происходило

4 акт происходит в замке эмира. Туда прибывают наши главные герои.

Раймонда самостоятельно прибыла в замок Абдеррахмана вдогонку за опередившим ее женихом. Неизвестно чем она руководствовалась: увидеть его еще раз? Помешать чему-то нехорошему? Ведь она все больше ожидает от жениха чего-то плохого. Но вряд ли она ожидала того, что будет... Подождите еще немного.

Богато убранная в восточном стиле комната, отведенная хозяином для Раймонды. Она рассматривает ее и вдруг замечает ларец, в котором с изумлением видит свой головной убор. Она потрясена, догадывается о любви к ней. Появляется Абдеррахман. Он просит ее не пугаться, он пришел сказать ей о своей любви и проститься. Между ними происходит драматически-напряженная сцена объяснения в любви: grand pas d'action. Да-да, на ту самую музыку второго акта, которая, как утверждает Вайнонен, вдохновила его на то, что не все так просто с арабом из-за искренности этой музыки.

И в тот момент, когда Раймонда, покоренная искренностью чувств Абдеррахмана, склоняется к нему на грудь, они видят через окно развевающееся знамя крестоносцев. Они опомнились и расстались. Раймонда в изнеможении поникает на ложе.

Коломан заключает перемирие с Абдеррахманом и участвует в дружеском пире, но он привел с собой свой отряд со спрятанными под одеждой мечами. Он обманом хочет одержать легкую победу над ничего не подозревающим врагом (да, у эмира известная наивность).

Для гостей разворачивается сюита восточных танцев: танцы арабских мальчиков и турецкого воина с саблями и др., grand pas Espagnol, прерываемое танцем бедуинок: сначала медленным (Orientale), затем быстрым (вакханалия).

Внезапно рыцари начинают бой... Несмотря на внезапность, у эмира все-таки оказывается перевес сил. Крестоносцы окружены.

Поединок, но не тот

Абдеррахман предлагает сопернику поединок.

Борис Шавров и Вахтанг Чабукиани в данной сцене. Фото: mariinsky.ru
Борис Шавров и Вахтанг Чабукиани в данной сцене. Фото: mariinsky.ru

В ходе его он выбивает меч из его руки... И успокаивает Раймонду: не тронет он его. И зря: Коломан тихонько поднимает свой меч и собирается нанести неожиданный удар. Раймонда предупреждает Абдеррахмана об опасности. Он выкручивает руку рыцаря, и меч падает. Теперь рыцарь не только побежден, но и опозорен. Но еще один позор – впереди. Раймонда, идем! Но девушка отворачивается и не сдвигается с места…

Фото: pinterest
Фото: pinterest

Рыцарь уходит один. Эта сцена тщательно была разработана Вайноненом. Он, от позора мечтая исчезнуть, может спрятать только лицо. Он опускает забрало и медленно уходит спиной с к зрителю. Голова и плечи опущены, шаги тяжелы – он уничтожен. Заносчивый, он весь поник и сжался, ждет удара в спину, так как меряет по себе. Но остатки гордости не позволяют ему обернуться… И вот его спина, словно бы говорящая о том, что уже чувствует на себе удар и холод стали меча, исчезает. Он ушел. У него ни единой царапины, но он побежден – силой духа.

Выведенный преданным Али из глубокой задумчивости, эмир вдруг видит перед собою оставшуюся Раймонду.

Он склоняется перед нею с благодарностью и любовью...

Занавес.

Этот спектакль шел около трех лет, только до начала войны (1941). А после нее в 1948 г. была поставлена редакция К. Сергеева. А что было не так с этой – читайте в грядущем продолжении. Ведь изложен пока только сюжет... Как он вам? Делитесь впечатлениями. Спасибо!

Источники:

Предпремьерная брошюра, выпущенная Лен. гос. акад. театром оперы и балета им. С. М. Кирова. Л., 1938 (см. обложку, 1-е фото статьи).

Армашевская К. Н., Вайнонен Н. В. Балетмейстер Вайнонен. М., 1971.

Продолжения:

Разбор балетного эксперимента 1938 г. и его значение. Ч. 1
Любитель балета1 июля 2021
Разбор балетного эксперимента 1938 г. и его значение. Ч. 2
Любитель балета2 июля 2021