Найти тему
Теоэстетика

«Сердце мира: введение в мысль Ганса Урса фон Бальтазара». Александр Филоненко.

Мы начинаем публиковать записи курсов второго потока.

Курс Александра Филоненко построен вокруг чтения и обсуждения книги «Сердце мира», и, чтобы вам было удобно прочитывать материал перед прослушиванием записи занятия, мы будем публиковать одну лекцию каждый понедельник в течение шести недель.

«Богословская симфония» Ганса Урса фон Бальтазара (1902 – 1988 г.) необъятна. Влияние его мысли на богословие не только трудно переоценить, но и совершенно немыслимо проследить, поскольку оно все явственнее определяет будущее христианской мысли. Короткое введение в его мир будет построено вокруг раннего шедевра, «Сердца мира», духовное содержание которого содержит в себе интуиции всех будущих томов. Через пятьдесят лет после написания, за несколько дней до смерти, Бальтазар констатирует: «Тот, кто чутко вслушивается, способен, как и тогда, расслышать в грохоте нашего мира равномерное биение Сердца – возможно именно потому, что, чем сильнее мы пытаемся заглушить это биение, тем спокойней, упорнее и вернее оно напоминает о себе». В пяти встречах мы попробуем прислушаться к вести этой небывалой книги, чтобы найти ключ к бесконечному пространству мысли Бальтазара, в котором теоэстетика была узнана как «первое богословие».

Александр Семенович Филоненко ‒ украинский философ, богослов. Доктор философских наук, доцент кафедры теории культуры и философии науки Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина. Преподаватель КЛБИ с 2003 г., приглашенный исследователь богословского факультета Кембриджского университета (Великобритания) в 2004 г., академик Амвросианской академии в Милане (2014), руководитель междисциплинарного семинара «Койнония», посвященного философии Другого и богословию общения (ХНУ им. В. Н. Каразина).

Лекция 1. Кем был Ганс Урс фон Бальтазар Бальтазар.
Влиятельнейшая фигура на духовном и интеллектуальном ландшафте ХХ века, остается почти неизвестным в целостности своей титанической работы. Лекция предлагает опыт предварительной ориентации в его жизни и мысли, в соотнесении их с православной мыслью.