Конечно, не стоит воспринимать слова заголовка буквально. Известный швейцарский теолог Карл Барт в гробу перевернуться не мог. Он давно ушел к Богу, а в земле осталось лишь его тело. Но, учитывая взгляды Барта, можно предположить степень его возмущения по поводу некоторых духовных практик современных верующих. (Кстати, Барт считается самым влиятельным христианским богословом XX века).
Сегодня в ряде протестантских церквей стало модно называть Бога Папой. Вроде бы в этом нет ничего плохо. Ну, хочет человек так обращаться к Отцу Небесному, пусть делает. Как говорил один проповедник: «Чудны дела Твои, Господи, а у детей Твоих еще чуднее». Кто-то так приближается к Богу. Или думает, что приближается. Или приближается, но не к Богу вовсе.
Что здесь не так?
Бог гораздо выше нас. Он запредельный, обладающий превознесенными характеристиками. Бог во времени и вне времени. Он в мире и за его пределами. Он – Отец, Сын и Дух Святой. Но при этом Он один Бог, а не три.
Вам не кажется, что «Папа», «Папочка», «Папулечка» звучит нелепо и мелковато по отношению к нашему Богу? Библия многократно описывает Его величие. Его не вмещают Небеса Небес, Он восседает на престоле славы, обитает в неприступном свете и т. п. Бог велик, свят.
Карл Барт правильно отметил, что Богу присуща инаковость. То есть Он совсем другой. Он не такой, как мы. Слюнявая теология «Папа, Папочка» переводит образ Бога в иную плоскость. Он становится слишком земным, упрощенным. Какой в этом смысл?
К тому же возникает опасность исказить образ Божий. В каких-то случаях такой подход переводит верующего и вовсе в плоскость язычества и оккультизма. По крайней мере, опасность остается.
Есть и другая проблема. Кто-то считает: если назвать Бога Папой, ты станешь к Нему ближе. Это большая глупость. Подобная близость является надуманной и строится на чувственном восприятии самого человека. Тот, кто приближается к Богу, проявляет плод Духа. Назвать Его Папой недостаточно.
Здесь уместны и человеческие параллели. Как обращаются дети к отцу? Папа. Причем они обращаются так независимо от близости отношений с тобой. Ты может быть с кем-то из детей ближе, с кем-то нет. Но ты все равно папа. Почему с Богом все должно быть иначе?!
Как быть с Троицей
Возникает и другая проблема. Как быть с Иисусом Христом? Как Его называть? Если Бог Отец – Папа, то Иисус кто? Братик, братан, брателло… Вы чувствуете нелепость этих выражений, претендующих на близость?! Ну а как тогда Духа Святого называть? Я здесь вообще молчу… Вариантов просто нет.
Одним словом, духовная практика «Папы», «Папулечки» никак не вяжется с доктриной Троицы. Она с ней не согласуется и противоречит. (Мы сейчас не будем вдаваться в языковые особенности еврейского, греческого, арамейского и русского. Это отдельная тема).
Можно ли называть Папой?
Я думаю, для личной молитвы это позволительно. Если кто-то считает, что такая практика допустима, может ее использовать. Но вещать на каждом углу: «Мой Папа – Бог»… А потом мы удивляемся, что на нас смотрят как на сумасшедших и называют сектой.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии