Доброго времени суток, дорогой читатель. Сегодня мы расскажем о жизненном и служебном пути атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) проекта 667А "Навага" - К-434. Проект этого ракетоносца стал самым многочисленным среди советских РПКСН - за 10 лет их строительства ( с 1964 по 1974 год) было построено аж 34 штуки этих атомоходов. На вооружении каждой из них стоял ракетный комплекс Д-5 с 16-ю пусковыми установками для баллистических ракет Р-27.
Начнём, как всегда, сначала.
К-434 была заложена как крейсерская подводная лодка (КрПЛ) 23 февраля 1969 года в г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края на судостроительном заводе №199 им. Ленинского комсомола, а 12 июля была зачислена в списки кораблей ВМФ.
В том же году был окончательно сформирован и обучен в учебном центре г. Палдиски (Эстонская ССР) 1-й экипаж, который после трёхмесячной стажировки на Краснознамённом Северном Флоте (КСФ) прибыл на К-434 и был подчинён 80-й отдельной бригаде строящихся и ремонтирующихся подводных лодок (ОБрСРПЛ) Краснознамённого Тихоокеанского Флота (КТОФ).
29 мая 1970 года К-434 была выведена из цеха завода и после спуска на воду поставлена к достроечной стенке. В дальнейшем, для прохождения программы испытаний, переведена на достроечную базу судоремонтного завода №892 "Звезда" в г. Большой Камень и подчинена командованию 72-й ОБрСРПЛ КТОФ. Там же 30 ноября она и вступила в строй, а 21 декабря включена в состав 8-й дивизии подводных лодок (ДиПЛ) 15-й эскадры подводных лодок (ЭскПЛ) КТОФ с базированием на Камчатке в б. Крашенинникова (г. Вилючинск). 15 февраля 1971 года, перед отправкой подлодки на Камчатку, произошёл обмен экипажами с К-399. 2-й экипаж КрПЛ К-399 стал 1-м экипажем КрПЛ К-434 и наоборот.
9 апреля К-434 наконец прибыла к к месту постоянного базирования в г. Вилючинск.
Хронология службы РПКСН:
- Весна 1971 года - выполнение 1-м экипажем (командир - Авдохин Г.В.) задач автономного похода.
- Лето 1972 года - выполнение 2-м экипажем (командир - капитан 2 ранга Казак) задач автономной боевой службы (БС) на другой КрПЛ соединения.
- Февраль 1972 - 19 июля 1973 года - прохождение ремонта на заводе "Звезда". На время ремонта экипаж был подчинён командованию 72-й ОБрСРПЛ КТОФ.
- Осень 1973 года - выполнение 1-м экипажем задач автономной БС.
- Весна 1974 года - выполнение 2-м экипажем (командир - капитан 2 ранга Карпов П. А.) залповой ракетной стрельбы (4 ракеты).
- Лето 1974 года - выполнение 2-м экипажем (командир - капитан 2 ранга Карпов П. А., старший - начальник штаба 9-й ДиПЛ капитан 1 ранга Лазарев Ю. С.) задач автономной БС.
- 1975 год - 1-й (командир - капитан 1 ранга Антоновский Ю. К.) и 2-й экипажи (командир - капитан 2 ранга Карпов П. А.) заняли 1-е места на соединении.
- 7 апреля 1976 года - начало прохождения среднего ремонта на заводе "Звезда". На время ремонта экипаж был подчинён командованию 72-й ОБрСРПЛ КТОФ.
- 25 июля 1977 года - переклассификация КрПЛ К-434 в ракетный подводный крейсер (РПК).
- 1977 год - получение 2-м экипажем звания "Отличный".
- 31 июля 1978 года - окончание ремонта. После этого, предположительно, РПК К-434 вошёл в состав 21-й ДиПЛ КТОФ с базированием на б. Павловского Приморского края.
- Приблизительно 1978 год - скорее всего во время ремонта или после него был расформирован 2-й экипаж. РПК К-434 в дальнейшем обслуживали 3 экипажа - К-434, К-415.1 и К-415.2.
- 1980 год - выполнение (командир - капитан 1 ранга Гончарук) залповой ракетной стрельбы (4 ракеты).
- 1981 год - выполнение задач автономной БС.
- Май-июль 1983 года - выполнение (командир - капитан 1 ранга Гончарук) задач автономной БС.
- Осень-зима 1983 года - выполнение 2-м экипажем К-415 (командир - капитан 2 ранга Филонов В. А.) задач автономной БС.
- Январь 1984 года - переход со 2-м экипажем РПК К-415 (командир - капитан 2 ранга Филонов В. А.) на Камчатку для проведения там межпоходового ремонта корабля (МПР) и последующей подготовки к выходу на БС.
- Март-май 1984 года - выполнение основным экипажем (командир - капитан 2 ранга Филонов В. А.) задач автономной БС и возвращение в бухту Павловского.
- Ноябрь 1984 года - переход на Камчатку для проведения там МПР и последующего выхода на БС, так как сложная ледовая обстановка в проливе Лаперуза не позволяла в январе-феврале выйти из бухты Павловского на боевую службу.
- Январь-март 1985 года - выполнение задач автономной БС и переход в б. Чажма для МПР.
- Лето 1985 года - прохождение МПР на судоремонтном заводе в б. Чажма.
Здесь, 10 августа 1985 года, в то время как К-434 была пришвартована к пирсу №1, произошла авария на атомной подводной лодке (АПЛ) К-431, пришвартованной у пирса №2. Из числа личного состава экипажа К-434 были сформированы 3 аварийный партии, которые по очереди спускались на аварийную К-431, тушили очаги возгорания, обследовали отсеки, отыскивая раненых и т.д.
- Август 1985 года - окончание МПР на СРЗ в б. Чажма. Переход к месту постоянного базирования в б. Павловского.
- Ноябрь-декабрь 1985 года - выполнение 1-м экипажем РПК К-415 (командир - капитан 2 ранга Трубиков В. С.) задач автономной БС в Японском море.
- 1986 год - выполнение задач автономной БС.
- 1988 год - перевод на завод "Звезда".
В конце 1980-х годов, в связи с перестройкой и распадом СССР, а также в связи с тем, что срок службы многих АПЛ ( в среднем 25 лет) начал истекать, развернулся массовый вывод АПЛ из состава флота с дальнейшей их утилизацией.
- 17 марта 1989 года - вывод из состава морских стратегических ядерных сил (МСЯС) и исключение из боевого состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондов и имущества (ОФИ). После вырезки ракетных отсеков на заводе "Звезда", корпус поставлен в б. Чажма на прикол с вхождением в состав 52-го отдельного дивизиона ракетных подводных лодок (ОДнРПЛ) 4-й флотилии подводных лодок (ФлПЛ) КТОФ.
- 24 апреля - 17 июня 2006 года - выгрузка отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) на заводе "Звезда". К этому времени экипаж уже был расформирован.
- 2006 - 2007 год - утилизация остатков подлодки на заводе "Звезда". Трёхотсечный блок с реакторным отсеком поставлен для временного хранения на плаву в б. Разбойник. В дальнейшем блок будет разделан до одноотсечной секции и установлен на стапельное основание в пункт долговременного хранения реакторных отсеков (ПДХ РО) "Устричное".
В 2011 году сохранившееся ограждение рубки К-434 было установлено в качестве памятника работникам завода "Звезда" на въезде в город Большой Камень.
А на сегодня всё. Если эта статья вам понравилась, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал, а также делитесь материалом с интересующимися друзьями!
Всем спасибо за просмотр и до встречи в следующей статье!