Когда-то банк, а теперь IT-гиганта Сбер поделился подробностями о новом автономном автомобиле с российской пропиской. Его разработало подразделение SberAutoTech, занимающееся, как написано у них на сайте, «транспортом будущего».
Внешне автомобиль похож на декорацию фантастических фильмов, из «обычного» в нем только колеса. Электрокар построен на базе платформы «Флип», которую разработали с нуля. Она приводится в движение одним электродвигателем, который питается от сменных батарей, установленных вертикально, а не как обычно в полу. Скорее всего, их придется менять вручную.
Главный упор делается на большую вариативность платформы, которую можно приспособить для разных задач. Например, сделать из машины фургон или микроавтобус, или такси, благо внутри есть место для шести пассажиров. Длина прототипа — 3,62 м, ширина — 1,95 м.
Как отмечается, «Сбермобиль» может работать с альтернативными источниками энергии. Вместо электричества реально поставить газовую установку или водородный двигатель.
Благодаря необычной форме вроде лодки у «Флипа» всего два лидара спереди и сзади вместо четырех по углам как у большинства машин. Они сканируют пространство вокруг и задают траекторию движения в зависимости от внешних факторов. Нештатные ситуации тоже на совести датчиков. Внезапные препятствия на дороге дают сигнал для экстренного замедления и по возможности ухода от столкновения.
Пускать пассажиров внутрь система будет с помощью системы распознавания лиц, а взаимодействие человека и машина доверят системе «Салют» в которую соберут все настройки от климатических до музыкальных.
Событие с автономной машиной для России не новое. «Яндекс» уже четвертый год испытывает свои беспилотные такси, причем делает это на дорогах общего пользования (правда под контролем оператора). Еще есть «Матрешка» и разработка НАМИ «Шаттл». На западе таких примеров еще больше, причем там тоже многие проекты принадлежат большим IT-компаниям вроде «Амазона».
По классификации автопилотов, автомобилю Сбера присвоен высший 5 класс, то есть у него отсутствуют привычные нам элементы управления вроде руля и педалей. Предполагается, что человек никак не участвует в процессе езды, машина все делает за него. Следить за дорогой тоже не надо, такому транспорту и окна не нужны. Пока автопилотам горит красный свет на дороги общего пользования. Специально оборудованных дорог у нас нет, инфраструктура не готова. Хотя недавно была заложена трасса Москва – Казань, которая должна стать пригодной в том числе для машин без водителей. В Германии с 2022 года автопилотам 4 класса разрешат ездить по дорогам, но с оговорками вроде коротких маршрутов и на специальных территориях вроде санаториев или кампусов. Япония легализовала беспилотники 3 уровня, но там тоже много ограничений. Еще в ряде стран легализация таких машин столкнулась с противниками подобной машинерии. Те считают, что пока у автопилотов слишком много уязвимых мест, причем речь не только о чем-то физическом. Доступ к робомашинам могут получить хакеры и тогда такой транспорт превращается в опасное оружие.