Новый вид позиционной «окопной» войны дал строевому солдату долгие часы томительного досуга, который при прежнем, традиционном ведении войны, был занят дальними маршами, передислокациями и обустройством на стоянках.
Поэтому именно к Первой мировой войне относится вспышка массового «окопного творчества» солдат – как в нашей, так и в германской армии
Изготовлялись сувениры с театра боевых действий – чеканные вазы из артиллерийских гильз, подсвечники или чернильницы из стреляных патронов:
Впервые изготовлялись и предметы непосредственной походной надобности: посуда, столовые приборы, гребешки, зажигалки, мундштуки и портсигары.
Кружка принадлежала рабочему фабрики «Товарищество Ситцевой мануфактуры Альберта Гюбнера» Я.И. Голеву. В 1914 году он был мобилизован на Западный фронт. Кружку изготовил в 1917 году в окопах. На фронте Голев заболел дизентерией и костным туберкулёзом, вернулся с войны больным и умер в 1919 году.
Солдаты развлекали себя не только поделками, но и музыкой. В фондах Исторического музея хранится балалайка, автор которой сделал из инструмента настоящего «свидетеля» происходившего на фронте.
На оборотной стороне балалайка набита фанера с надписью: «Ряд. А.И. Козловъ 13 роты Лб.-Гв. Преобр. Полка. Сделана въ окопахъ подъ свистъ немецкихъ тяж. снарядовъ. 19.04.1915»
Не только русские солдаты занимались рукоделием. В окопах немецкой армии также шёл процесс создания «окопных памятников». Например, сделанная из алюминия ложка с бюстом кайзера Вильгельма II.
Интересно, что возможность создавать такие вещи предоставилась благодаря использованию лёгкого и
прочного алюминия при изготовлении фронтовой посуды
Новая война привела к серьёзным изменениям в военном деле. Менялось вооружение, принципиально менялась униформа, возникли новые виды солдатского снаряжения, значительно облегчившие походную выкладку пехотинцев и упростившие их быт. С 1897 года в солдатскую «продовольственную утварь» вошёл новый материал - лёгкий и прочный алюминий. Его было удобно использовать как материал для творчества, так как он очень податлив.
В конечном итоге и те, и другие солдатские изделия вошли в историю материальной культуры в качестве так называемых «realia» - подлинных вещевых памятников и свидетельств великого исторического события.