Найти тему

Как «Калуга Астрал» продолжит выпускать электронные подписи?

С 1 июля 2021 года меняется законодательство в сфере выпуска и применения электронной подписи. Расскажем о том, как будет работать УЦ «Калуга Астрал» и наши программные продукты в новых условиях.

Значительные изменения намечены на две ключевые даты:

  • 1 июля 2021 года
  • 31 декабря 2021 — 1 января 2022 года.

До 1 июля все коммерческие УЦ проходят аккредитацию по новым правилам. О том, как будет происходить выпуск подписей, поговорим подробнее.

Что изменится в работе удостоверяющих центров с 1 июля 2021 года?

Если УЦ не прошёл аккредитацию, он теряет право выпускать электронные подписи. Ранее выпущенные подписи продолжают работать до окончания срока действия сертификата — или до 31 декабря 2021 года, если срок длится больше.

Если УЦ прошёл аккредитацию, то он может продолжить выпускать сертификаты электронной подписи, но все они будут действовать до 31 декабря 2021 года — согласно информации, полученной от Минцифры.

Следует отметить, что не для всех изменений готова законодательная база. Многие процессы ещё находятся на стадии разработки и согласования, и информация может измениться.

Что изменится в работе удостоверяющих центров с 1 января 2022 года?

С 1 января электронную подпись для руководителей организаций, ИП и нотариусов будет выдавать УЦ ФНС. Это будут неизвлекаемые сертификаты, записанные на сертифицированном носителе и в единственном экземпляре. Если ИП обратится в ФНС за новой подписью, то предыдущая просто прекратит своё действие.

Кредитные и другие организации, связанные с финансовой деятельностью, будут получать ЭП в Удостоверяющем центре ЦБ РФ.

ЭП сотрудникам бюджетных учреждений будет выдавать УЦ Федерального казначейства.

Как проходит аккредитация Удостоверяющих центров?

Процесс аккредитации проходит в 3-4 этапа: сбор документов, заявка на 1 этап в Минцифры, получение одобрения Минцифры, а затем отправка на рассмотрение правительственной комиссии. В комиссию входят представители различных государственных органов — ФСБ, ФНС, Центробанк и т.д. Комиссия рассматривает пакет документов УЦ и путём голосования решает. За одно заседание обычно принимают решение только по одному УЦ.

На каком этапе находится аккредитация УЦ «Калуга Астрал»?

Сейчас УЦ «Калуга Астрал» находится в списке ожидания. Мы собрали документы, подали на рассмотрение и ждём заседания правительственной комиссии. Вся проблема в длительном процессе рассмотрения каждого УЦ по отдельности. Но, так как мы работаем на рынке давно, то понимаем, что развитие событий может быть любым. И как любая организация, действующая в кризисный период, а для текущих процессов это кризис, мы понимаем, что должны и себя, и всех наших пользователей обезопасить от резкого прекращения действия ЭП и от очередей в налоговой. Так работаем не только мы, а все коммерческие УЦ, так как это диктует рынок.

Что будет, если УЦ «Калуга Астрал» не получит аккредитацию?

Мы не сомневаемся в том, что станем аккредитованным УЦ. Но понимаем, что развитие событий может быть любым. Поэтому мы уже сотрудничаем с доверенным лицом с УЦ ФНС.

С января 2022 года все подписи выдаёт УЦ ФНС. Но поток пользователей может оказаться слишком большим для одного УЦ. Поэтому ФНС доверяет возможность выпуска подписей от своего лица заранее продуманному списку организаций, которые называются «доверенное лицо ФНС».

С одной из этих организаций мы сотрудничаем — это ЭТП Росэлторг (УЦ АО ЕЭТП). Это один из лидеров рынка по выпуску ЭП. Если мы не получим аккредитацию, мы начнём принимать заявки на выпуск ЭП, но будем передавать их в УЦ Росэлторг. Кроме Росэлторга, есть ещё один резервный вариант.

Что сейчас делать пользователям электронной подписи от УЦ «Калуга Астрал»? Нужно ли срочно идти перевыпускать подпись до 1 июля?

Мы ждём заседания комиссии. Может случиться так, что комиссия соберётся после 1 июля. Тогда мы не сможем перевыпустить сертификаты наших клиентов.

Чтобы этого избежать, мы просим всех, у кого срок действия заканчивается в июле, перевыпустить подписи до 1 июля.

Зачем это нужно? Если случится непредвиденная ситуация, это увеличит нагрузку на все УЦ. Кроме того, близится отчётный период. Мы хотим максимально обезопасить наших клиентов от ситуаций, которые помешают сдавать отчётность.

Если заканчивается лицензия сервиса для сдачи отчётности, нужна ли подпись от ФНС, чтобы её продлить?

Нет. До 31 декабря не меняется ничего — новую лицензию можно получить либо по безбумажному продлению, если данные о компании не менялись, либо через наши офисы, если что-то изменилось. Продление лицензии происходит штатно.

О том, как будут работать сервисы «Калуга Астрал» после 1 июля, мы подробно рассказали в статье.

Как изменится выпуск подписи для сдачи электронной отчётности с 2022 года?

Лицам, ответственным за сдачу отчётности, необходимо будет самостоятельно получать подпись физического лица на своё имя. Это касается как сотрудников внутри компании, так и бухгалтеров на аутсорсе.

Если бухгалтерию ведёт аутсорсер, подпись выдаётся на его имя. Но для того, чтобы этот сотрудник работал легитимно от имени организации, к ЭП и файлам с отчётностью прикрепляется машиночитаемая доверенность. Но нормативной базы по машиночитаемой доверенности пока нет.

От кого исходит запрос на выпуск ЭП на физическое лицо с 2022 года? Как передать подпись уполномоченному сотруднику?

Уполномоченный сотрудник сам на себя оформляет подпись как на физическое лицо через Аккредитованные удостоверяющие центры (они же — АУЦ). Руководитель выдаёт одобрение на формирование машиночитаемой доверенности, которая создаётся в программе сдачи отчётности и заверяется электронно в ФНС.

Какая связь руководителя и УЦ?

Минимальная. Руководитель может заказать подписи на сотрудников, подав список в УЦ, а аутсорсеры заказывают на себя сами. Для этого им нужно заявление на выпуск ЭП и машиночитаемая доверенность.

Как изменится процесс идентификации личности при получении электронной подписи?

Станет проще. Сейчас это долгий процесс, если вы получаете её впервые или поменялись данные. Вам нужно собрать документы, отправить, сфотографировать себя с паспортом, приложить к заявлению, приехать в центр идентификации и т.д.

Этот процесс можно и нужно упрощать. Государство это понимает, поэтому уже работает новый пилотный проект. Один из вариантов идентификации — по данным загранпаспорта, второй — единая биометрическая система в связке с Госуслугами. Это большая база данных, которую создаёт государство совместно с Ростелеком. Сейчас в базе не очень много данных, но когда она будет наполнена, то любой сможет подтвердить через эту систему без визита в УЦ.

Как будет выглядеть процесс идентификации пользователя по биометрическим данным?

Предположительно процесс подачи заявления на выпуск подписи будет выглядеть так:

  • пользователь авторизуется на Госуслугах;
  • если у него есть биометрические данные, то он составляет заявление и прикрепляет эти данные;
  • если данных нет, то пользователю нужно будет обратиться туда, где можно это подтвердить биометрические данные, возможно, через банки или МФЦ.

Какие будут изменения в уполномоченной сдаче отчётности?

Раньше уполномоченный представитель работал либо со своей подписью и доверенностью, либо подписью руководителя. Теперь с 2022 года законным останется только один

вариант — своя подпись и машиночитаемая доверенность.

С каким носителем идти в налоговую и где его взять?

Налоговая сама не реализует носители. Поэтому их можно будет купить в коммерческих УЦ, которые этим занимаются. Главное, чтобы они имели сертификат ФСТЭК и ФСБ. Список сертифицированных носителей есть на сайте ФНС.

Были случаи, когда пользователи приходили с носителем в налоговую, но не брали с собой сертификат соответствия носителя, и ФНС отказывала в выдаче ЭП. Сертификат лучше взять с собой.

На один носитель можно записать одну подпись или несколько?

Это зависит от носителя — если такая возможность технически предусмотрена, то можно, если нет, то нет. Но следует помнить, что налоговая будет выпускать только одну подпись. Например, на Рутокен lite 64кб помещается до 10 электронных подписей.

Если аутсорсер работает с несколькими компаниями, нужно ли ему несколько подписей?

Ему нужна одна подпись физического лица на каждого сотрудника кто отправляет и подписывает отчеты, и машиночитаемая доверенность от каждого руководителя организации. Вопрос нескольких подписей может быть актуален для руководителя, если он руководит разными компаниями.

Будут ли храниться электронные подписи в реестре?

У руководителей организаций и ИП подпись неизвлекаемая и хранится на носителе. Для физических лиц пока точно неизвестно. С точки зрения УЦ лучше, если подпись на носителе — так меньше вероятности, что она будет скомпрометирована.

Как будут работать партнёры УЦ «Калуга Астрал»? Выпускать подписи только для физических лиц? Необходимо ли покупать Рутокен?

У нас есть два направления — «Астрал-ЭТ» и «1С-ЭТП». Они продолжат работать, но изменится вот что: подписи для физических лиц мы будем выпускать сами, а для руководителей ИП и организаций — передавать запрос в ФНС через ДЛ УЦ ФНС и выпускать от её имени.

Если с 1 июля 2021 года получить подпись в налоговой, старая подпись будет действительна или аннулируется?

Обе подписи будут действительны.

Если человек руководит одновременно организацией и ИП, сколько подписей нужно для отправки отчётности?

Если вы сами занимаетесь отправкой отчётности, то вы получаете две подписи как руководитель двух хозяйствующих субъектов.

Подпись ФНС работает только с КриптоПро. УЦ «Калуга Астрал» тоже будет выпускать подписи только под КриптоПро?

Сейчас налоговая регламентирует выпуск подписи на КриптоПро. К 1 января будет известно точнее. Аккредитованные УЦ будут выпускать подписи для того криптопровайдера, с которым работает ФНС.

Машиночитаемая доверенность будет записана как дополнение к подписи директора?

Нет, это не дополнение, это просто документ, на основании которого сотрудник подписывает документы компании своей подписью.

Какой срок действия у машиночитаемой доверенности?

Пока неизвестно.

Что будет с подписями для ЕГАИС и ЕГАИС Лес?

Точной информации нет. Есть предположение, что после 1 января подписи для ЕГАИС будут обезличенные — в таких подписях есть информация о компании, но нет информации о самом подписанте. То же самое касается подписи для торгов. ФНС стремится к тому, чтобы подпись была единая для всех ЭТП, чтобы не было никаких дополнительных расширений. Но не факт, что все ЭТП перейдут на новый режим работы с 1 января.

30 июня предполагается смена директора, что делать? Выпускать в УЦ «Калуга Астрал» или сразу в УЦ ФНС?

Если новый директор вступает в должность именно 30 июня, то можно получить подпись где угодно.

Носитель с подписью можно использовать на разных устройствах?

Да. Но на каждом устройстве должен быть установлен КриптоПро.

Сертификат подписи от ФНС будет на год?

УЦ ФНС выпускает сертификаты сроком действия 15 месяцев.

ФСБ приходят к аутсорсерам и запрещает работать с подписями в реестрах, требуют получать лицензию. Как прокомментируете?

Отчасти нововведения направлены на то, чтобы регламентировать работу аутсорсеров, потому что сейчас бухгалтерия на аутсорсе для государства — не совсем понятное явление. Нововведения должны сделать полностью законным работу аутсорсеров.

Будет ли нужна нотариальная доверенность?

Предположительно нотариальная доверенность не потребуется. Возможно, потребуется заверить машиночитаемую доверенность подписью директора, но пока нормативной базы нет.

На все вопросы ответил эксперт УЦ «Калуга Астрал» Денис Алдошин в прямом эфире