Михаил Леонидович Томилин г. Клин
Древние русские города возникали на месте притяжения силы, силы земли, духов, богов. В местах на которых стояли в давние времена капища и священные деревья и рощи, рядом с которыми на наиболее приспособленных высоких берегах рек селились их почитающие племена. Родственные племена торговали между собой, центрами торговли были главные родовые поселения племен, располагавшиеся на пересечении водных и сухопутных торговых путей, они со временем становятся городами.
Общепринятая версия происхождения слова город: «Слово «город» означало «забор», «ограда», «огороженное место» (здесь наблюдается родство со словом «огород»» (Этимологический словарь русского языка) Но существует и другая версия, в труде Василия Марковича Флоринского «Первобытные славяне по памятникам их доисторической жизни», изданного в Томске в 1894 году, говорится, что: «в слове «город» буквы «д»: «Тогда буква «д» в слове город должна принадлежать другому слову. Как сложное слово «город» таким образом производили от слов «гора» и «род», племя, то есть центр или место управления при первоначальном родовом складе общины».
В книге русского учёного, доктора исторических наук Игоря Яковлевича Фроянова «Загадки крещения Руси», в которой он опирается на последние данные археологической науки, говорится: «Восточно -славянские поселения VIII - IX веков, как установлено археологами, объединялись в группы - от 3-х до 15-ти поселков. Расстояние между ними доходило до 5-ти километров. Размеры этих групп были близки к размерам племен и охватывали территорию 30x60 и 40x70 километров. Едва ли мы ошибемся, если группу поселений примем за племя». Эта группа поселений являлась племенем. Из поселений племени выделялось главное общинное поселение или общинный духовный и экономический центр – будущий город.
Такая группа поселений являлась отдельным племенем. Из таких отдельных племен состояли союзы восточно – славянских племен. Считается, что в союз племен состоял из 15-17 племен. Конечно были союзы племен, состоящие из большего количества племен в них входивших. Пример тому союзы племен вятичей и кривичей.
«...Не случайно группа поселений (одно племя) отделялась от подобных групп незаселенной полосой 20-30 километров, а порой и в сотню километров». И. Я Фроянов приводит цитату Ф. Энгельса о своеобразии родового строя: «Население в высшей степени редко; оно гуще только на месте жительства племени; вокруг этого места лежит широким поясом прежде всего территория для охоты, а затем нейтральная полоса леса, отделяющее племя от других племен и служащая ему защитой»
С чем были связаны такие размеры территорий, занимаемых племенем? Расстояния между поселениями и территории племен были связаны с главной тягловой силой того времени – лошадью. Лошадь, запряженная в телегу, могла за сутки с грузом до 1 тонны (60 пудов) пройти за дневной переход не более 60 километров. Приведем пример.
Российский историк, доктор исторических наук, профессор Рязанского государственного университета имени Сергея Есенина, писатель Вячеслав Козляков в своей книге «Марина Мнишек» пишет: «Читая известия о том, как Марина Мнишек бежала из Тушина в Дмитров, можно подумать, что дорога заняла у нее несколько дней, и тогда воображение дорисовывает опасные скитания «царицы» по заснеженным просторам, деревням и селам. Между тем, когда некоторое время спустя Николай Мархоцкий выдвинулся на помощь к Сапеге, с небольшим отрядом добровольцев из-под Москвы к осажденному силами царя Василия Шуйского Дмитрову, то весь переход занял у него только половину суток: в сумерках они выезжали из Тушина, а утром уже подъезжали к Дмитрову.
Недолгим был и переход «царицы» Мнишек, приехавшей к Яну Сапеге в Дмитров, в самый ответственный момент боёв за него...»
Расстояние от Тушина, располагавшегося у слияния рек Сходни и Москвы, где размещался лагерь самозванца, 67 километров до города Дмитрова занял половину суток. То есть как раз расстояние одного конного перехода с обозом, так как необходимо было вести оружие, боеприпасы и провизию, а скорость движения отряда тогда составляла не более 5 - 7 километров в час.
По - нашему мнению древние города могли существовать, не мешая друг другу экономически, (земледелие, ремесла, торговля,) находясь друг от друга, как правило, в пределах 60 километров – расстоянии дневного перехода лошади с грузом, а между ними на расстоянии примерно 30 километров располагались пункты для отдыха людей и лошадей. Древние небольшие города, в том числе центры удельных княжеств со временем получили статус уездных городов, а территория уездов в принципе соответствовала указанным размерам которое занимало в древности отдельное племя, от 30x60 до 40x70 километров.
Управляемость и экономическая целесообразность таких территорий получила продолжение и во времена СССР. После образования в 1922 г. СССР стала реализовываться идея нового районирования страны, преобразование старой административной структуры в новую, разработанную Госпланом. "Ее суть состояла в полной замене старых небольших губерний на огромные советские области, которые соответствовали выделенным Госпланом экономическим районам. При этом упразднялись как губернии, так и уезды с волостями, которые к тому времени продолжали еще существовать." Так в мае 1927 г. ВЦИК принял постановление о создании огромного по площади Северо-Западного края с центром в Ленинграде. В край включались Ленинградская, Псковская, Новгородская, Череповецкая и Мурманская губернии. В 1929 году одной из последних образована Центрально-Промышленная область с центром в Москве. В эту область вошли Московская, Рязанская, Тверская, Тульская губернии и части соседних Владимирской и Калужской губерний.
«Такие огромные по площади, населению и числу районов административные единицы были плохо управляемы", отметил доктор географических наук Сергей Тархов, и поэтому: "сразу же после завершения первой реформы встал вопрос о разукрупнении гигантских по своим размерам краев, что и происходило с 1930 по 1939 годы. После главной волны разукрупнений 1934 года и 1937-1938 годов в составе РСФСР не осталось ни одной «большой» области или края, созданных во времена первой укрупнительной реформы. Новые области… в некоторой степени напоминали уничтоженные в 1923-1929 гг. старорежимные губернии». ( «Первая советская реформа, укрупнение единиц административно-территориального деления в 1923—1929 гг.» С. Тархов)
А советские районы с небольшими изменениями территории стали похожи на старорежимные уезды.
Расстояние между городами Северо- восточной Руси (по прямой линии на карте) зависило и от рельефа местности(пересеченности) и его особенностей (наличие озер, болот, сети рек). Конечно из такой сети городов были исключения – города, построенные для обороны границ княжества, или по воле князей, о чем было рассказано в предыдущей статье «Летописные города Северо – восточной Руси – поздние города дублеры. Экспансия с запада?»