Найти тему
ПРЕСКЕВЮ

Пошаговая инструкция по применению деепричастных оборотов

Деепричастия и обороты с ними проходят в 6-7 классе. Но какая там учёба? Гормоны, друзья, первая любовь, проблемы мирового масштаба в формате "никто меня не понимает" и куча всего, что кроме учебы, что волнует юные умы.

На задворках памяти, если повезет, остаются обрывки сей ценной информации. И потом с помощью этих обрывков мы пишем свои лиричные, мотивационные или даже рекламные посты, щедро сдабривая деепричастиями и даже целыми деепричастными оборотами.

На выходе получается что-то вроде Чеховского:

Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа...

Чтобы не попадать в такие ситуации, предлагаем освежить в памяти основные правила употребления деепричастных оборотов. Обещаемся излагать как можно яснее и короче.

И...

Юрий Алексеевич Гагарин. Космодром "Байконур". 12 апреля 1961 г.
Юрий Алексеевич Гагарин. Космодром "Байконур". 12 апреля 1961 г.

Шаг №1: Деепричастие и деепричастный оборот. Что это?

Деепричастие — часть речи. Отвечает всего на два вопроса: что делая? что сделав? Обозначает добавочное действие.

Есть у нас действующее лицо, есть его основное действие, и есть добавочное.

Маша читает книжку, засыпая.

Маша — действующее лицо

Читает — основное действие этого лица

Засыпая — добавочное действие этого же лица. Это деепричастие (отвечает на вопрос что делая?)

! ! ! ВАЖНО: и основное, и добавочное действие должны относиться к одному и тому же действующему лицу ! ! !

Попробуйте сами. Листайте галерею, чтобы посмотреть правильный ответ

С деепричастием разобрались. Перейдем к деепричастному обороту.

-4

И деепричастия, и деепричастные обороты на письме "обнимаются" запятой/запятыми. И неважно, где они стоят, в начале, в конце или в середине предложения.

Шаг № 2. Правильное употребление деепричастий и деепричастных оборотов

Основное правило мы уже знаем:

То есть и основное, и добавочное действие должны принадлежать одному и тому же лицу
То есть и основное, и добавочное действие должны принадлежать одному и тому же лицу

Основные ошибки при использовании деепричастных оборотов

Все они вытекают из незнания главного правила.

1. Основное и добавочное действие относятся к разным действующим лицам:

Зайдя в кабинет, на столе уже лежали книги.

Находим в этом предложении действующее лицо, его основное и добавочные действия.

Книги — действующее лицо

Лежали — основное действие

Зайдя — добавочное действие

Получается, что книги зашли в кабинет и легли на стол. Это либо из области бреда, либо попахивает паранормальным.

Чтобы предложение получилось правильным, нужно либо перестроить одну из его частей:

Зайдя в кабинет, я увидел лежащие на столе книги. — Мы сохранили деепричастный оборот, но добавили правильное действующее лицо, лишив "книги" этой роли. (Я, зайдя, увидел).

Или так: Когда я зашел в кабинет, на столе уже лежали книги. — Мы сохранили вторую часть предложения нетронутой, заменив деепричастный оборот простым предложением. (Я зашел, книги лежали). В итоге мы получили сложное предложение.

2. Деепричастный оборот в безличном предложении

Досмотрев фильм, мне стало грустно.

Основное действие есть — стало (грустно), добавочное действия — досмотрев, а действующее лицо не подразумевается (вместо него состояние человека).

Чтобы исправить ошибку, перестраиваем одну из частей предложения. Вводим действующее лицо, сохраняя деепричастный оборот: Посмотрев фильм, я загрустила.

Или: Когда я досмотрела фильм, мне стало грустно.

ИСКЛЮЧЕНИЕ: деепричастный оборот можно вписать в безличное предложение, если основное действие составлено по схеме: глагол в неопределенной форме + модальное слово (нужно, важно и т.п.)

Заходя в магазин, нужно надеть маску.

3. Основное действие выражено страдательным залогом

Теряя сознание, она была спасена.

Помним нашу схему: действующее лицо должно действовать, а не быть объектом чьих-то действий.

Правильно будет: Когда она потеряла сознание, её спасли.

4. Временное и видовое несоответствие основного и добавочного действия

Деепричастие отвечает всего на два вопроса: что делая? (настоящее время) и что сделав? (прошедшее). Соответственно, в предложениях с глаголами будущего времени деепричастных оборот быть не может.

Сдав экзамены, я поступлю в институт.

Основное действие в будущем времени, а добавочное в прошедшем. Кажется, ничто не режет глаз, но конструкция неправильная.

Перестроим: Сдав экзамены, я поступил в институт.

Сделав уроки, я иду гулять.

Съев — прошедшее время, совершенный вид.

Иду — настоящее время, несовершенный вид.

Правильно будет: Сделав уроки, я пошёл гулять.

Или: когда я сделаю уроки, пойду гулять.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ

  • Покинув стезю романтических побегов и сногсшибательных приключений, он скоро поселится в собственном замке.
  • Случайно влюбившись в испанку и женившись на ней, ему не хотелось больше заниматься странствиями.
  • Описывая свои приключения, мне вспоминается недавний случай.
  • Нарушая сроки сдачи работы, сотрудник лишается премии.