Найти тему
Кинокружок Курилова

Самые крутые и умные авторские драмы в России за последние годы (часть 4)

На этот раз положу на полочку три классных драмы взросления. Два фильма показывают кризис 16 лет, а еще один – про финальное прощание с юностью и попытку пережить «возраст Кобейна». В каждом фильме есть немного мистики. Точнее – как бы мистики.

«Гипноз» – ложный детектив от Тодоровского

Фильм Валерия Тодоровского – история юного Миши (Сергей Гиро), который живет с молодыми и инфантильными родителями и ходит во сне.

Гипнолог-диктатор заменил инфантильно либерального отца. Кадр из к/ф «Гипноз».
Гипнолог-диктатор заменил инфантильно либерального отца. Кадр из к/ф «Гипноз».

Попытка решить проблему гипнозом приводит к тому, что гипнолог Волков (Максим Суханов в последнее время крут, недавно была классная роль в фильме «Маша») становится для парня мощным авторитетом.

У юноши даже просыпаются свои способности к гипнозу. Но в итоге походы к Волкову окажутся связаны с весьма драматичными событиями, а гипнолог начнет играть в жизни Миши слишком большую роль...

Тодоровский много интригует, нагнетает саспенс вокруг действительно жутковатых сеансов Волкова. Но все-таки фильм представляет собой псевдомистику и псевдодетектив (мастера этого дела: Микеланджело Антониони, Михаэль Ханеке, Асгар Фархади). На самом деле это история про поиски молодым человеком точек опоры, формирование характера, становление личности и отказ от ложных авторитетов.

История взросления, в которой есть и первая влюбленность. Кадр из к/ф «Гипноз».
История взросления, в которой есть и первая влюбленность. Кадр из к/ф «Гипноз».

В итоге доходит до кадра, в котором еще посещающий школу сын выглядит настоящим главой семьи. Отличная сцена, уровня диалога про пальто из «Курьера». Кстати, весь фильм просто мастерски снят.

«Китобой». «Лучшая режиссура» Кинотавра-2020

Наверно, многие видели постеры со стоящим на берегу огромным позвонком кита. Картинка как в «Левиафане» Звягинцева. Но при просмотре оказывается, что этот фильм позитивный, хоть и с картинками убогого приморского сельского быта и суровыми нравами.

Кино дебютанта
Филиппа Юрьева, которому выдали приз за режиссуру на Кинотавре, показывает «последнее лето детства» (если такое можно назвать летом) Лехи из чукотского села, где почти вся жизнь связана с добычей китов. 16-летние Леха и его друг Колян тоже ходят в море, учатся кидать гарпун. В свободное время пытаются как-то развлекаться.

На этот раз все не так уж плохо, это не Звягинцев.  Кадр из к/ф «Китобой».
На этот раз все не так уж плохо, это не Звягинцев. Кадр из к/ф «Китобой».

У Лехи есть старый дед, обсуждающий с духами дату своего отхода в мир иной. И как бы девушка – американская вебкам-модель (Кристина Асмус) с ником Hollysweet_999, которая ни о каком Лехе не знает и про Чукотку, возможно, не слышала. В определенный момент все складывается так, что парень готов переплыть Берингов пролив и добраться до Детройта (классный «побратим» чукотского села), где живет эта девушка.

Бесхитростное почти натуральное хозяйство китобоев снимали в селе Лорино на Беренговом море, есть даже кадры охоты на китов, картина выглядит аутентичной. Кроме «романа воспитания» и любви к малой родине, здесь есть черты производственной драмы (уже за это +1).

Есть и заявленная в лиде этого текста мистика: в кульминации герой советуется с духами, около того самого позвонка кита, представляющего собой часть старинного ритуального сооружения обитателей Чукотки.

«Котел». Про экзистенциальный кризис 27 лет

Поклонники Александра Кузнецова могут смело включать этот фильм в свою коллекцию. Ну, и как часто бывает с этим актером, фильм про молодежные экзистенциальные кризисы. Кстати, кроме Кузнецова актеры собраны так, словно это супергруппа, где за каждым инструментом рок-звезда. Не буду перечислять, в справочниках все есть.

Савелий просит предъявлять все аргументы его невидимому «приятелю-камню». 
Кадр из к/ф «Котел».
Савелий просит предъявлять все аргументы его невидимому «приятелю-камню». Кадр из к/ф «Котел».

Протагонист Савелий владеет компьютерным клубом «Котел» на Районе, метафизически отрезанном от остального Города. Пробраться в Город можно только через Коллектор, в котором легко сгинуть без вести.

Чем сильнее у Савелия кризис 27 лет, вокруг которого накручено много небеспочвенного фатализма, тем сильнее притягивает Город, но Район не пускает. До какого-то момента он держатся в зоне комфорта, благодаря дружескому треш-угару в клубе и переадресации сложных вопросов выдуманному невидимому камню, что носит с собой. Но потом все становится так экзистенциально плохо, что лучше уж в Коллектор.

Кино было снято дебютанткой Евой Басс, замахнувшейся на создание чего-то культового. Не факт, что такой статус за «Котлом» закрепился, но попытка зачетная, хотя бы по количеству тех, кому передают приветы – от Уэлша и Дэнни Бойла до Александра Лунгина и Серебренникова.

Узнаете картину?
Узнаете картину?

Плюс – видна начитанность автора книжками – от популярного в нулевые Сергея Сакина до писателей-экзистенциалистов и библейской мифологии. Да еще есть отсылки к культовой живописи.
Самые крутые и умные драмы в России за последние годы (часть 3)
Самые крутые и умные драмы в России за последние годы (часть 2)
Самые крутые и умные драмы в России за последние годы (часть 1)