Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

Вовсе не «Москвич-400» должен был стать первым народным советским автомобилем, а эта малолитражка

Некоторое время назад на территории ВДНХ в Москве открылась выставка «Мечта Москвича».

Она рассказывает историю марки «Москвич» от самых ранних до самых последних моделей.

Основу экспозиции составляют экспонаты бывшего заводского музея, до этого хранившиеся в автомобильном музее на Рогожском Валу.

Традиционно я расскажу вам про всё самое интересное из музея. А начнём с автомобиля, который еще не нёс марку «Москвич», но имел к заводу непосредственное отношение — КИМ-10-50.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Именно эта модель встречает всех посетителей музея в главном фойе. Правда подойти близко к нему не получится, так как он является частью какой-то дизайнерской инсталляции в окружении яиц каких-то гигантских птиц.

Но если отбросить такое странное применение очень редкого автомобиля, то вы увидите, что это идеально восстановленный экземпляр.

Давайте расскажу о нём подробнее, ведь не все знают как появилась марка КИМ и как она связана с МЗМА.

Что такое КИМ

История начинается еще до войны. В самом конце 1930 года Московский государственный автосборочный завод №2 стал именоваться «Государственный автосборочный завод имени КИМ».

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов
«КИМ» — это Коммунистический интернационал молодёжи. Так называлась молодёжная коммунистическая организация, просуществовавшая до 1943 года.

В 1933 году завод стал филиалом ГАЗа и выпускал пару лет ГАЗ-А и ГАЗ-АА, прежде чем стать независимым в 1939 году. Тогда он получил название «Московский автомобильный завод имени КИМ».

Как создавали КИМ-10

Созданный на заводе конструкторский отдел начал разработку «первого советского народного автомобиля».

Но делали не с нуля, а взяв за основу британскую малолитражку Ford Prefect.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Британский автомобиль не отличался передовой конструкцией: имел двухдверный кузов, рамную конструкцию и зависимые подвески на поперечных рессорах. Но у него было одно преимущество — простота и дешевизна.

Последнее было особенно важным, так как стоимость КИМ-10-50 не должна была превышать 7000 рублей. А это значит, что такой мог бы позволить себе и советский рабочий, и представитель интеллигенции.

КИМ-10 получился довольно схож конструктивно с Фордом, но внешне имел ряд важных отличий.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Например, передние фары интегрировали в переднюю часть кузова, исчезли подножки, появился капот аллигаторного типа.

В салоне также были отличия: общий передний диван заменили на пару раздельных сидений, а панель приборов расположилась не привычно по центру передней панели, а перед водителем.

Каким получился КИМ-10

Длина машины составляла 3,84 метра, ширина – 1,43 м, вес – 840 кг. В движение он приводился 30-сильным двигателем от Ford Prefect рабочим объемом 1170 кубических сантиметров.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

От него же взяли и трёхступенчатую механическую коробку передач с синхронизаторами на второй и третьей передачах.

Кузов был цельнометаллическим полунесущим. Это значит, что лёгкая рама не могла работать сама по себе и обеспечивала необходимую жёсткость лишь в сборе с крепившимся к ней клёпками кузовом.

В первоначальный модельный ряд должны были входить две версии: двухдверный седан КИМ-10-50 (его вы видите на фотографиях) и фаэтон КИМ-10-51.

Второй, как вы понимаете, встречается намного реже. Но такой автомобиль есть в музее, поэтому я расскажу вам о нём в одной из следующих статей.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Что было дальше

Изначально планировалось, что объем выпуска КИМ-10 составит не менее 50 тысяч штук автомобилей в год, но эти планы так и остались на бумаге.

Одна из легенд гласит, что автомобиль забраковал сам Сталин во время смотрин из-за непрактичной двухдверной компоновки.

После этого министерской должности лишился Иван Лихачёв, а конструкторы ГАЗа в авральном порядке бросились разрабатывать четырёхдверный вариант автомобиля под индексом КИМ-10-52.

Он как две капли воды был похож на Opel Kadett K38, который впоследствии станет прообразом для Москвича-400.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

И всё же КИМ-10-50 и 10-51 удалось запустить в серийное производство. Хотя объём был очень небольшим.

В декабре 1940 года сделали 16 автомобилей. В январе 1941 года с конвейера сошло 70 машин, в феврале – 50, в марте – 102, в апреле – 100 автомобилей.

То есть всего 338 автомобилей, не считая прототипов. Фаэтонов КИМ-10-51 было выпущено всего несколько штук.

Потом КИМ планировал наладить выпуск четырёхдверного КИМ-10-52, но начавшаяся война поставила крест на этих планах.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

После войны завод сменил название с КИМ на МЗМА, и вместо КИМ-10 стал выпускать «Москвич-400», который и стал первым советским по-настоящему массовым народным автомобилем.

Вот такая немного грустная история первого автомобиля, положившего началу всем «Москвичам».

Сохранившиеся до наших дней экземпляры находятся в музеях и частных коллекциях.

Внешне КИМ мне нравится даже больше, чем «Москвич-400». А вам как?