Найти тему
Ирина Барабанова

ТАЙНА ПРЕКРАСНОЙ ФОРНАРИНЫ

- Простите, а где же Форнарина? Она висела там, я помню, рядом с Козимо де Медичи.

- Вы о работе Джулио Романо «Дама за туалетом»?

- Нет, о картине Рафаэля.

- Но в нашем музее нет картин Рафаэля, только его отца. Одна работа. Это в зале напротив, рядом с Боттичелли. Показать Вам?

- Да нет же! Я помню, что это был Рафаэль…

- Понимаете в чем дело, девушка. Вы и правы, и нет, одновременно. Действительно, ранее считалось, что эта прекрасная работа принадлежит кисти Рафаэля. Что изобразил он на ней свою возлюбленную Форнарину. Но потом исследования ученых показали, что картина кисти его ученика Джулио Романо и выполнена около 1523 года. К тому времени Рафаэль уже 3 года, как умер. Жаль конечно, но вот так. Ничего не поделаешь.

- А как зовут эту даму не известно?

- Предположительно это портрет римской куртизанки Беатриче де Бонис. Я немного интересовалась ее историей. И прочитала в одной книге, что родом она была из Флоренции, но потом переехала в Рим. В числе ее поклонников был сам Лоренцо Медичи. Представляете?!

Если не ошибаюсь, то и герцог Урбинский. Вы знаете да, что Рафаэль родился в Урбино? С ним, то есть с герцогом, она даже переписывалась. Думаю, и другие знатные особы к ней тоже захаживали (смущается и краснеет). Она относилась к числу так называемых «честных» куртизанок, которые официально зарабатывали своим ремеслом, не скрывая ничего. И налоги платила, видимо.

Ну, а потом, Джулио Романо любил всякие такие фривольные темы. Там такая история была, уже после смерти Рафаэля, начались какие-то ссоры с Папой Климентом VII. Джулио должен был написать фрески в «Зале Константина» в Ватиканском дворце. А Папа все тянул с оплатой. Это традиция такая у Пап. И Микеладжело от этого много страдал. Ну вот, Джулио рассердился и начал рисовать всякие непристойности на стенах вместо фресок. Когда, так скажем, этих композиций стало больше 20, то они вместе другим учеником Рафаэля - Маркантонио Раймонди превратили их в цикл гравюр «Любовные позиции» (I modi), а известный поэт и гуманист Пьетро Аретино написал для каждой по сонету. Ну а третий ученик - Бавьера сделал книгу. Беатриче в этой книге посвящен 14 сонет. Сборник гравюр был закончен к концу 1524 года. Папа, когда узнал об этом, жутко рассердился. Джулио вынужден был бежать в Мантую, чтобы его не наказали. А вот Маркантонио не успел. Его поймали и бросили в тюрьму. Но влиятельные друзья спасли беднягу. Видите, как интересно?

- Вот это да! Надо же! А где же сейчас портрет Беатриче?

На выставке в Милане. По обмену. Музеи часто так делают. Что-то дают нам на экспозицию, но взамен что-то берут у нас. И картины путешествуют по миру.

Как известно, например, Леонардо никогда не был в Японии или в России, а его Джоконда была. Знаете, когда ее привезли в Москву, это было такое событие, такое событие. Я всю ночь не спала. Трепетала, волновалась. Потом стояла много часов в очереди, чтобы увидеть ее один миг, запечатлеть образ в памяти. И на следующий день опять встать в очередь, по новой. Господи, какое же это было счастье.

Я в молодости много очередей отстояла в этот музей, ох, как много. С работы отпрашивалась, детей, когда маленькие были, соседке оставляла. Полы ей мыла за это. А вот когда на пенсию вышла, то сразу пошла сюда, в Пушкинский, на работу устраиваться смотрителем. И меня взяли, представляете? Теперь могу смотреть всё и без очередей. Какое это все-таки счастье…

- На пенсии? Но Вы еще так молоды!

- Да ладно Вам. Спасибо, конечно. Но мне уже почти 70.

- Не может быть!

- Да-да, в следующем году будет ровно. Понимаете, красота вокруг она же очень влияет на нас. Не только услаждает зрение и слух, если это музыка, а в целом, на весь наш организм влияет. Облагораживает как-то, даже оздоравливает, если хотите. Мы же становимся тем, что потребляем. А глаза - это тоже орган потребления. Не только рот и желудок (смеется). На что смотрим, тем и становимся.

Я уверена, что 10 мин созерцания картин, пусть например, Рафаэля, раз мы его сейчас вспоминаем, лучше любых косметических процедур. Потому что косметика лишь замазывает изъяны, а великое искусство изменяет нас изнутри так, что и вовсе их устраняет.

Такой пример приведу: можно носить корсеты или балахонистые платья, что-то утягивать, подтягивать, скрывать, а можно пойти в спортзал и начать заниматься.

Погружение в искусство - это тоже гимнастика для души. Непростая, иногда мучительная, потому что надо пробираться сквозь свою дремучесть и непонимание. Однако результат того стоит, согласитесь?

Хотя у великого искусства есть один недостаток. Если попал в его "плен", то оно тебя больше никогда не отпустит. Это как наркотик. Но, на мой взгляд, очень полезный и правильный наркотик. Я же ведь теперь с удовольствием утром просыпаюсь. Нельзя сказать, что как молодая девушка. Возраст есть возраст. Тело с годами как бы костенеет и заставляет тебя привыкать к боли. Но, если душа твоя поет и радуется, то с ним можно справиться. Признаюсь Вам, что волосы я подкрашиваю, конечно, но в остальном полностью полагаюсь на природу.

Мне захотелось обнять и расцеловать эту чудесную женщину. Нет, не так. Эту красивую и энергичную Леди. Но я не посмела. Хотя разговор случился еще до печальных событий 2020 года и маски не мешали нам проявлять свои чувства. Мы просто пожелали друг другу здоровья и тепло распрощались.

Вчера (а это почти два года спустя) я с радостью кинулась навстречу Форнарине-Беатриче. Она вновь заняла свое место рядом с мессером Козимо I Медичи, герцогом Тосканским (сын внучки Лоренцо Великолепного по материнской линии).

Мы «пообщались». Мои глаза наслаждались ее нетленной красотой, а душа ликовала от восторга. В этот момент было совсем неважно кто ее создал Рафаэль или его ученик Джулио Романо. Она уже много веков жила самостоятельной жизнью. Наверняка ей случалось любить, ненавидеть, прощать и весело смеяться вместе с Козимо ночами, когда залы музея пусты и безлюдны.

Она нисколько не постарела. Даже как-то «посвежела», как мне показалось, после поездки на Родину. Конечно, она там находилась в окружении не менее прекрасных родственников, друзей и знакомых. И эта атмосфера красоты и тепла явно пошла ей на пользу. Беатриче ни чуть не стеснялась своего роскошного обнаженного тела и, одарив меня ласковой улыбкой, продолжила свой туалет.

А я отправилась искать мою Леди-смотрительницу. Не нашла. Возможно, сегодня была не ее смена. Села на лавочку в итальянском дворике и мысленно ее поблагодарила. Какая замечательная идея - работа в музее! Теперь я знаю, что на пенсии жизнь только начинается. И заканчиваются очереди на выставки.

Ирина Барабанова