Найти тему
SPIK.KZ

Казахстанцы стали больше покупать

Согласно материалам исследования, проведенного аналитиками Finprom.kz, объем оптовой торговли в РК за январь-май 2021 года составил 9,1 трлн тенге – на 8,3% больше в реальном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

При этом более 40% объемов оптовой торговли приходится на финансовый центр Казахстана Алматы – 3,7 трлн тенге. Значительные объемы оптовой торговли зафиксированы также в Нур-Султане (1,4 трлн тенге) и Атырауской области (1,2 трлн тенге).

На остальные регионы в совокупности пришлось 2,8 трлн тенге.

Весть, которая не может не радовать

Отмечается, что три четверти объема оптовых продаж в стоимостном выражении обеспечивают малый бизнес.

Это не может не радовать хотя бы потому, что самый мощный удар пандемия коронавируса нанесла именно по малому и среднему бизнесу. Ущерб здесь достаточно ощутимый.

В интервью «Интерфаксу-Казахстан» председатель совета Ассоциации финансистов РК Елена Бахмутова достаточно объективно оценила сложившуюся ситуацию.

По ее словам, осенью 2021 года будет видно, какой сегмент малого и среднего бизнеса Казахстана станет нежизнеспособным. Согласно предварительным оценкам, его доля составит не более 25% от всего МСБ страны.

«Думаю, уже к осени проявится, какой сегмент бизнеса стал нежизнеспособным. С учетом темпов восстановления, думаю, в МСБ этот сегмент будет не более 25%. И вот тогда станет более очевидно, как пандемия повлияла на портфель БВУ», – полагает Елена Бахмутова.

По сравнению с печальными итогами прошлого года, когда ВВП упал на 2,6%, сейчас кое-что поменялось в лучшую сторону.

Согласно обновленным прогнозам Национального банка, оценки по росту экономики Казахстана были пересмотрены в сторону повышения: в 2021 году на уровне 3,6 – 3,9%, в 2022 году в пределах 4 – 4,3%.

По данным Министерства национальной экономики, по итогам за январь-апрель 2021 года темпы роста ВВП вошли в положительную зону впервые с марта 2020-го и составили 0,7%.

То есть получается, что малый и средний бизнес не просто перестал вымирать, но и постепенно начал восстанавливаться.

И тому есть подтверждение: три четверти объема оптовой торговли за пять месяцев текущего года пришлись на малые предприятия – 6,9 трлн тенге, на средние – 1,8 трлн тенге, на крупные – 373,4 млрд тенге.

Но стали меньше есть

Ранее мы уже сообщали, что жители нашей страны стали покупать меньше мяса. А так как розничные цены на все без исключения продукты питания выросли довольно сильно, то они теперь стали меньше есть.

Как отмечают аналитики Finprom.kz, значительный объем оптовой торговли традиционно пришелся на непродовольственные товары – 7,6 трлн тенге, рост в реальном выражении – на 15,2%. В то же время на продовольственные товары пришлось 1,5 трлн тенге – на 12,4% меньше, чем в прошлом году.

Все, как правило, начинается с хлеба. Недавно Еnergyprom.kz сообщил, что производство хлеба в стране сократилось на четверть, уступив прошлогодним показателям сразу на 23%. При этом цены на хлеб выросли за месяц на 0,1%, а за год – на 6%.

В январе текущего года в Казахстане произвели 45 тыс. тонн свежего хлеба.

Стоит отметить, что в прошлом году тоже наблюдался спад производства свежего хлеба по сравнению с январем 2018-го, но тогда он составил 1%.

Обычно в развитых странах мира снижение потребления хлеба сопровождается его заменой другими продуктами питания. В Казахстане же, который трудно отнести к развитым странам, такой замены не произошло, а список сокращаемых продуктов питания не ограничился одним лишь хлебом.

Тот же Еnergyprom.kz на днях проинформировал, что по итогам первого квартала текущего года потребление мяса и мясопродуктов в среднем сократилось до 19,8 кг на душу населения (минус 5,4% к аналогичному периоду прошлого года).

Но и это еще не все.

Как стало известно еще в мае, по итогам апреля цены на продовольственные товары в годовой динамике выросли на 9,8%. Сильнее всего этот рост ощутили жители Атырауской области – здесь за год цены подскочили на 11,8%. В тройке «лидеров» также оказались Мангистауская (плюс 10,7%) и Восточно-Казахстанская (плюс 10,5%) области.

В девяти регионах из 17 годовой рост цен на продукты превысил среднереспубликанский уровень, в пяти регионах он оказался ниже.

Можно ли верить официальной статистике

Вся приведенная выше статистика на самом деле является официальной. А значит, верить ей или нет, каждый решает для себя сам.

Помнится, в начале июня министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Бейбут Атамкулов объяснял повышение цен на цемент «искусственным ажиотажем»:

«Я хотел бы заверить наших граждан, что объемы цемента, мощности его производства у нас в Казахстане достаточные. Мы сегодня производим на 12 цементных заводах 15 миллионов тонн цемента. В то же время потребность строительной отрасли составляет всего 9,3 миллиона тонн. Мы за четыре месяца уже произвели цемента на 30% больше, чем в прошлом году. Идет какой-то искусственный ажиотаж, цены на цемент у нас в среднем сегодня на предприятиях держатся на уровне 21-22 тысячи тенге за тонну. Поэтому, скорее всего, этот вот ажиотаж и привел к таким последствиям и скачку цен».

Согласно заверениям главы МИИР РК, на заводах идет повышение цен лишь на 5%.

А вот председатель Союза строителей РК Талгат Ергалиев главными причинами роста цен на цемент считает девальвацию и пандемию. По его оценкам, цены на цемент растут примерно на 12 – 13% в год.

Однако за период с середины мая по июнь этого года на рынке мешок 500-го цемента марки «Асар» вырос в цене с 1300 до 2000 тенге.

После всего этого верить в официальную статистику просто не хочется. И казахстанцы, знакомясь с данными, предоставленными Бюро национальной статистики, иронично улыбаются. То же самое – и с ростом цен на продовольственные товары: бюро дает одни цифры, а люди на рынках и в магазинах видят другие.

Поэтому, когда заявляют, что 40% всей оптовой торговли приходится на Алматы, многие горожане (и я в их числе) пока верят. Когда нас, простых обывателей, убеждают в необходимости вакцинации от коронавируса, нам еще хочется в это верить. Но когда нам говорят, что цены на цемент за год выросли на 10%, а мы видим все 60% (причем за короткий промежуток времени), то верить каким бы то ни было заверениям властей уже не хочется.

Источник