Столичный мэр Сергей Собянин запретил непривитым или не имеющим справок о тестах и перенесенном COVID москвичам посещать кафе и рестораны. Губернатор Воробьев обещает запретить непривитым жителям Подмосковья поездки на общественном транспорте, власти Краснодарского края стреляют себе — а вернее, отельерам — даже не в ногу, а в голову в разгар турсезона, запретив заселять в отели и пансионаты региона туристов без отрицательного ПЦР-теста или сертификата о вакцинации.
На этом фоне продолжается Чемпионат Европы по футболу в Санкт-Петербурге, куда съехались зрители со всей России. Сколько из них вернутся в тот же Краснодар или Москву, неся с собой инфекцию, как вырастет число заболевших после «праздника спорта»? Много. Такой вывод можно сделать, ознакомившись с результатами недавнего исследования, проведенного учеными из Бизнес-школы Университета Мадрида Хуаном Педро Гомесом и Максимом Мироновым.
За зрелища приходится платить здоровьем и экономикой
Исследователи обобщили данные обо всех внутренних и международных футбольных матчах, проведенных в 194 регионах Бельгии, Франции, Италии, Германии, Нидерландов, Польши, Испании, Швеции, Швейцарии и Великобритании в период с 1 января по март 2020 года.
Как говорится в опубликованной статье, результаты исследования подтверждают неофициальные данные о том, что футбольные матчи способствовали распространению пандемии COVID-19 в Европе.
Один матч — одна «вспышка»
Исследователи выявили, что ежедневное число случаев заболевания COVID-19 растет значительно быстрее в регионах, где двумя неделями ранее был проведен по крайней мере один футбольный матч.
Такой лаг соответствует инкубационному периоду коронавируса. Эти результаты ухудшаются по мере того, как мы включаем [в исследование] стадионы меньшей вместимости, — утверждают Миронов и Гомес.
В основной анализ были включены игры, которые проходили на площадках с минимальной вместимостью 25 000 человек, — 1051 матч. Были собраны подтвержденные случаи COVID-19 в этих регионах до конца марта, а также три экономические и демографические переменные: валовой региональный продукт, население и плотность населения. Выявилось, что среднем показатели заболеваемости в «футбольных» городах были на 5,5 процентных пунктов выше по сравнению с регионами, в которых не было игр в тот же период. Кроме того, ежедневный прирост числа случаев заболевания коронавирусом в среднем был примерно на шесть базисных пунктов выше на каждый процент увеличения посещаемости и вместимости стадионов в местах проведения игр.
Иногородних просят не беспокоиться?
Один из самых интересных выводов исследования может успокоить зрителей, которые приехали на чемпионат из других городов.
Игры, проводимые одной командой из анализируемого региона в другом регионе, не оказывают существенного влияния на количество случаев в регионе, независимо от посещаемости игр или вместимости стадиона. Таким образом, нет никаких доказательств того, что футбольные фанаты, переезжающие в другие регионы, или люди, собирающиеся в барах в местном регионе, чтобы посмотреть игру, в значительной степени способствовали распространению вируса, — утверждают учёные.
По мнению авторов статьи, обобщенные и проанализированные ими данные говорят о том, что физическое взаимодействие между зрителями на больших площадках, а также их прибытие и отъезд со стадионов увеличивают вероятность заражения вирусом. В конечном итоге спортивные события становятся «суперраспространителем» пандемии.
Футболисты играют, люди болеют, бизнес страдает
Одним из важных выводов статьи является доказанное, по мнению авторов, утверждение о причинно-следственных связях между футбольными матчами, распространением вируса и доходностью акций фирм со штаб-квартирами в регионах, где проходили матчи.
Ученые считают, что, основываясь на их исследовании, можно спрогнозировать развитие пандемии COVID-19 в европейских регионах и экономические последствия спровоцированных футбольными матчами вспышек COVID-19.
Накопленное падение показателей акций в марте и апреле 2020 года значительно выше для фирм в регионах с более высокой заболеваемостью COVID-19, но только тогда, когда генеральный директор компании старше 60 лет. Имеющиеся данные показывают, что пожилые люди чаще страдают от тяжелого заболевания или даже умирают в случае заражения. Таким образом, рынок не учитывает вероятность смерти генерального директора компании от COVID-19. Эти инструменты также можно использовать для анализа причинного воздействия вируса на падение регионального валового продукта, или занятости, или корпоративных переменных, таких как выручка, остатки денежных средств, дивиденды, инвестиции, запасы и кредиторская задолженность, по мере поступления дополнительных данных.