На востоке Москвы есть район Перово. Как и многие другие районы столицы, Перово когда-то было селом. Потом рядом с ним протянули железные дороги до Владимира и Рязани. Прежде сонная местность начала развиваться, стали появляться предприятия, на месте лесов строились дачи состоятельных горожан. Растущее поселение получило городской статус в 1925 году. Да, сегодня это трудно себе представить, но некоторое время Перово было отдельным городом. Точно также как Тушино, Люблино, Кунцево и Бабушкин, превратившийся в район Бабушкино. Возможно в недалёком будущем, жители Москвы будут воспринимать Реутов или Мытищи, как неотъемлемую часть столицы и удивляться осознанию того, что ещё недавно они были отдельными городами. Поживём-увидим.
В 1938 году в состав Перово вошёл город Кусково. В это тоже сложно поверить, но улицы и дома того городка находились на месте поросших лесом просторов современного Кусковского парка. В наше время там уже ничего не напоминает о старой застройке, её снос был завершён в начале семидесятых годов. Кроме Кусково, в Перово вошло село Карачарово, а также дачные посёлки Новогиреево и Плющево. Несмотря на солидный статус, облик Перово долгое время был совершенно не городским. Основу жилого фонда составляли деревянные дома, лишь после войны было развёрнуто массовое каменное строительство.
Малоэтажные дома послевоенной постройки у нас любят называть «немецкими», даже если они возведены при Хрущёве, когда практически никаких пленных в СССР уже не было. Следуя этой моде, остатки сталинской застройки в районе пересечения Первой Владимирской улицы и Зелёного проспекта тоже зовут «Немецким городком». Хотя над этими домами действительно могли работать пленные немцы. Среди местной детворы была популярна легенда о том, что немцы не просто возводили, а ещё и проектировали местные постройки и что при взгляде с самолёта, контуры нового района формируют очертания огромной свастики. Разумеется дети заблуждались, ведь на самом деле авторами проекта были архитекторы из мастерской Ивана Жолтовского. Ими была предложена концепция города-сада с эстетически привлекательными малоэтажными домами, окружёнными зелёными насаждениями и оснащёнными всей необходимой инфраструктурой в шаговой доступности.
Если от станции метро «Перово» пройтись по Зелёному проспекту по направлению в центр Москвы, через сотню метров взгляд зацепится за это чудесное творение послевоенных зодчих.
Оно построено в 1950 году и оснащено всем спектром «архитектурных излишеств», вроде балконов, словно перенесённых сюда из старинных городов Италии.
Или окон нестандартной формы.
Задний фасад выглядит не столь впечатляюще, но с задачей создания атмосферы уютного дворика справляется.
На противоположной стороне проспекта слегка затерялась в листве стоматологическая поликлиника. Обратите внимание на обширную прогулочную террасу на верхнем этаже.
Впечатление от милой архитектуры немного портит остекление разными типами окон. Было бы лучше, если бы существовал некий стандарт по ремонту исторических зданий.
Со стороны оживлённой улицы стоят красивые заборы, которые совсем не бесят, а скорее воспринимаются как часть городского колорита.
Раньше в округе существовало несколько десятков «немецких домов», но почти все они были поглощены массовой многоэтажной застройкой.
Обычно мне не нравятся ворота в городе, но не в этом случае. Тут они действительно хороши.
Чуть поодаль Зелёный проспект впадает в Перовскую улицу и напротив этого пересечения стоит дом с необычной надстройкой на крыше. Говорят, что когда-то давно, там наверху, была пожарная вышка. Многие из пожилых местных жителей с теплотой в душе вспоминают кафе-мороженое, которое располагалось в правом крыле этого здания.
На первый взгляд это заброшенное сооружение ничем особенным не выделяется, ну мало ли у нас разных бетонных коробок раскидано по городу? Но не спешите с выводами, на самом деле вы видите всеми забытый шедевр конструктивизма - дом культуры Московского локомотивного завода, построенный в 1927 году. Во времена его строительства, вокруг были лишь деревянные дачи, да небольшие бараки и новый дом культуры смотрелся как артефакт из озарённого неоновым светом мира будущего. Здесь был концертный зал на тысячу человек, показывали новинки советского кинопроката, проводили спектакли московские театры, а чуть позже устраивались шумные дискотеки. В простоватом и скудном на развлечения рабочем районе, это была точка притяжения для всех возрастов.
К сожалению, как это часто бывает у нас, нежданно и негаданно в стареньком рабочем клубе произошёл сильный пожар. С 2007 года обгоревшие руины печально стоят на отшибе и никто не знает что с ними будет дальше.
В уединении Мастеровой улицы доживает свой век ещё один представитель стиля конструктивизм - жилой дом для работников завода «Фрезер». По виду не скажешь, но он возведён ещё в 1931 году.
Насколько я знаю, этот дом вошёл в программу реновации и его жители проголосовали за снос.
Жаль, район многое потеряет после его разрушения.
Рядом стоит старый четырёхэтажный дом, надстроенный до шести этажей. В одной из его квартир провёл своё детство советский футболист Эдуард Стрельцов.
Возвращаюсь к станции метро «Перово». По пути прохожу мимо котельной, превратившейся в модный лофт и арт центр. Тут конечно можно попричитать о том, что слишком много стало вокруг всяких интеллигентных бездельников и слишком мало работяг, но эта котельная объективно была уже не нужна в городе, где тепло вырабатывается огромными теплоэлектроцентралями. Конечно её можно было снести, но зачем нужен район, состоящий из одних лишь многоэтажек. Обязательно должно быть что-то из сферы культурной жизни.
Не все следы прошлого в Перово приятны для взгляда и души, есть здесь место и для мрачных тайн. Во дворе одной из хрущёвок на Новогиреевской улице расположен странный розовый куб. Огромная куча бетона лежит перед обширной и пустой территорией, которую в течение многих лет никто не застроил. В годы моего детства эта конструкция была мрачной и полуразрушенной, но несколько лет назад её полностью обновили и покрасили в гламурный цвет. Раньше здесь стоял небольшой домик за колючей проволокой и занимались в нём научной работой с использованием радиоактивных веществ. Однажды там произошла утечка, домик разрушили, а то что осталось от подвала залили бетоном. Сейчас никакой опасности уже нет, но куб всё-равно не трогают, от греха подальше.
Разумеется я не мог обойти вниманием таинственный «Красный дом». В тридцатые годы Моссовет выделил группе художников небольшой участок земли для строительства мастерских и жилья. Будущие жильцы сами спроектировали здание на двенадцать квартир, строительство которого было завершено в 1939 году.
Имена художников, проживавших в этом доме, вы вряд ли слышали, но многие из них внесли значительный вклад в советское искусство. Среди них были: Владимир Фаворский, Нина и Иван Ефимовы, Дмитрий Жилинский. О каждом из них вы можете почитать в википедии или на иных ресурсах.
Потомки художников живут тут до сих пор и калитка на заборе всегда закрыта для посторонних. Во дворе царит дачная атмосфера спокойствия и уединения посреди шумных городских улиц. Дом надёжно укрыт от солнца густыми кронами деревьев, так что нормально сфотографировать его в тёплое время года довольно трудно.
Мне всегда нравился этот балкон с разноцветными стёклами, размещённый на крыше.
На территории обитают возрастные собаки, а их пожилые хозяева слёзно просят не кормить своих питомцев всякой гадостью.
На сей раз никаких собак, кроме вот этой я не заметил.
Свой рассказ о старых домах исчезнувшего города Перово я пожалуй закончу фотографией этого маленького здания во дворе одной из панелек по улице Мартеновской. Прежде оно было полузаброшенным, но сейчас нашлись арендаторы и домик живёт. Помню, как ещё в начале двухтысячных, позади него возвышались руины многоквартирного здания, сооружённого в таком же стиле. Сейчас на том месте всё заросло ясенем и клёном. Через дорогу есть старая столовая и кулинария, где ничего не менялось последние лет сорок. Не менялся интерьер и не менялись блюда, всё так же на прилавке лежат ром бабы, селёдка под шубой, коржики и песочные кольца. Такое ощущение, что даже продвщицы не менялись, только стали старше. Бывает, я захожу туда без наличных и спрашиваю насчёт возможности оплаты картой, получаю отрицательный ответ и в смущении выхожу. Конечно такое нежелание подстраиваться под современные реалии кажется странным, но с другой стороны, должно же оставаться в жизни что-то неизменное.